В Челябинске инструктор по владению инвалидной коляской 59-летний Василий Маслов не может добиться установки пандуса в подъезде своего 10-этажного дома. Все обращения в управляющую компанию ООО «ЖЭУ №16» закончились лишь тем, что для него приварили трубу вдоль лестничного пролёта, ведущего к лифту. Директор УК Оксана Фоменкова и вовсе заявила, что мужчине для решения вопроса придётся собрать две трети голосов жильцов за отказ от ремонта подъезда в пользу установки пандуса.
В инвалидном кресле Маслов оказался, когда ему было 17. Последние 10 лет мужчина, у которого за плечами участие в самых разных спортивных соревнованиях, работает в центре по активной реабилитации инвалидов, обучая других, оказавшихся в той же ситуации, владеть коляской. В многоэтажке на улице Южноуральской, 12 он живёт с 1996 года. Когда въехал в квартиру, сам сделал импровизированный пандус к крыльцу – две бетонные «горки». А вот в подъезде лестничный пролёт до лифта – сложнейшее препятствие. Василий Александрович живёт один, помощников нет. Признаётся, что спортивная форма уже не та – возраст, «вывозить» на руках всё сложнее.
– Сейчас уже не очень часто выхожу на улицу. Бывает, два раза в неделю, а бывает, что и вообще за неделю не выхожу ни разу, – констатировал Василий Маслов. – Конечно, это из-за того, что совсем сложно стало без пандуса. Хотя бы самый простой, уж не до жиру. И с другой стороны перила очень нужны. Они же никому мешать не будут.
По словам мужчины, он нашёл в интернете самый дешевый вариант, в пределах 50 тысяч рублей, – жестяной откидной пандус, который после спуска или подъема крепится на стене и не мешает другим жильцам. Однако в ЖЭУ №16, посетовав на отсутствие средств, отказали его покупать и устанавливать. Зато сделали «поручень» – приварили железную трубу.
– Видите, её прикрепили вплотную к стене, – показал на «перила» Василий Маслов. – Это дикая ошибка, так как когда спускаешься, запросто получить травму руки. Не понимаю, неужели у них (в управляющей компании. – Прим. ред.) нет ни одного человека со строительным образованием, ведь эти СНИПы уже на втором курсе изучают. Думаю, они есть, но просто так проще.
Директор ООО «ЖЭУ №16» Оксана Фоменкова в беседе с 74.ru подтвердила, что хорошо знает проблему жильца с улицы Южноуральской. Однако помочь они ничем не могут.
– Мы с ним встречались, жалко, конечно, человека. Мы ему понижение бордюрного камня сделали. А то, что он просит, – очень дорого. При всём желании. Он просит индивидуальный облегчённый алюминиевый пандус, который по стоимости с установкой составит в пределах 80 тысяч, – рассказала Оксана Фоменкова. – То есть ему, как у нас по закону положено, надо собрать две три голосов с дома, чтобы они сказали: да, мы согласны выделить такую сумму для инвалида. Скорее всего, в это всё и упирается, что надо проводить голосование. У него физической возможности на то нет, а мы вроде как... Мы только обслуживающая организация, а решение принимают собственники. И тут вот замкнутый круг.
Директор управляющей компании отметила, что в случае положительного решения суда деньги будут удерживать из «общего котла» домовых средств.
– Скорее всего, подъезд не будем делать, будем делать пандус, – размышляет Фоменкова – Эти вопросы такие спорные: один сосед скажет – окна мне меняйте, подъезд ремонтируйте. Второй скажет – ладно, делайте инвалиду. По практике, две трети ему (Василию Маслову. – Прим. ред.) очень сложно собрать.
Не найдя понимая в обслуживающей организации, Маслов обратился в прокуратуру Тракторозаводского района. В апреле сотрудники надзорного ведомства осмотрели дом и пришли к выводу, что права инвалида I группы нарушены, он должен получить беспрепятственный доступ в квартиру.
– Мы внесли представление (от 2 мая 2017 года) на имя главы города Евгения Тефтелева об устранении нарушений законодательства и необходимости организовать проведение работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалида в подъезд, а также к лестничному маршу первого этажа дома, – озвучила старший помощник прокурора города Татьяна Ашмарина. – А также решить вопрос о привлечении виновных, допустивших нарушение законодательства, к дисциплинарной ответственности.
Спустя полтора месяца, 15 июня, чиновники дали ответ: «Уклон лестничного пролёта в подъезде №9 дома 12 по улице Южноуральской составляет приблизительно 50%, что не соответствует ни одному нормативному документу, использование такой конструкции может привести к травмированию инвалида-колясочника. Учитывая вышесказанное, для определения возможности установки пандуса либо иного подъемного устройства в целях обеспечения беспрепятственного доступа необходимо проведение комиссионного обследования <…>».
Далее в ответе за подписью первого заместителя главы города Юрия Параничева пространно объясняется, что, дескать, уже подготовлен проект постановления об утверждении Положения о создании межведомственной комиссии для обследования домов, где живут инвалиды. Однако никаких точных дат подписания документа и тем более начала конкретной работы нет.
– У нас чёткая позиция – нельзя ставить в зависимость отсутствие комиссии и то, что не создан доступ в жилье, – подчеркнула Татьяна Ашмарина. – Обращение в администрацию было ещё в прошлом году.
До конца июня прокуратура Тракторозаводского района намерена обратиться в суд с требованием обязать администрацию обеспечить инвалиду пресловутую доступную среду в его же подъезде.
Проблема людей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему стоит очень остро как в Челябинске, так и во всём регионе. Зачастую только надзорные органы вступаются за инвалидов. Чтобы обсудить имеющиеся проблемы и обозначить пути их решения, 21 июня прокуратура Челябинской области собрала большой форум «Доступность среды и равенство возможностей». В нем приняли участие представители общественных организаций, реабилитационных центров инвалидов, сотрудники службы инклюзивного образования, чиновники и уполномоченный по правам человека Маргарита Павлова – всего порядка 80 человек. Модератором обсуждения выступил заместитель прокурора региона Андрей Оборок.
На форуме инвалид-колясочник Дмитрий Степанов рассказал, что ему пришлось бороться с собственными соседями. Молодой мужчина за свой счёт решил установить пандус и электрический подъёмник, но жильцы подъезда воспротивились и этому. Степанову при поддержке прокуратуры также пришлось идти в суд. К слову, подъёмник также крепится сбоку к стене и никому не мешает. По одной из версий, люди побоялись, что дома у активиста начнут массово собираться колясочники со всего города. Но больше всего мужчину поразила позиция администрации города в суде. Представитель мэрии просил отказать инвалиду, указывая на то, что речь идёт об общедомовом имуществе, а значит согласие жильцов необходимо. В итоге суд встал на сторону Дмитрия и разрешил установить пандус и подъёмник.
– Я сама выезжала на объект, и с лестницы меня спустили, и матом обложили, – поддержала Степанова председатель общества инвалидов Центрального района Татьяна Кузнецова. – Но у Дмитрия есть ресурс – юридическое образование, семья. А у остальных этого чаще всего нет. Куда им-то деваться?
Андрей Оборок подчеркнул, что будет проводиться работа с представителями администрации и при необходимости с протестующими жильцами, чтобы пытаться сформировать правильную позицию по доступности среды ещё в досудебном порядке. Но он также подчеркнул, что если другого выхода нет, то сотрудники прокуратуры будут добиваться судебных решений. Оборок попросил собравшихся передать в надзорное ведомство списки людей с ограниченными возможностями, столкнувшихся с проблемами в доступе к своему жилью.
Маргарита Павлова отметила, что толерантность челябинцев за последние годы заметно выросла, однако ещё весьма далека от идеала. Она привела недавний случай из своей практики. В аппарат уполномоченного обратилась мама подростка-колясочника. Женщина рассказала, что они переехали в новый дом, где одна из соседок очень остро отреагировала на их появление.
– Соседка сказала: я не хочу видеть этого ребёнка каждый день у себя перед глазами, – описала ситуацию Павлова. – И каждый день, когда бабушка вывозила ребёнка на прогулку, женщина выливала им на пути ведро воды. Нам пришлось вмешаться. Подключили медиатора, пришлось объяснять, что это в принципе неправильно.
В рамках форума сотрудники прокуратуры обсудили с участниками и другие проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение лекарствами, техническими средствами реабилитации, санаторно-курортное лечение, трудовую занятость. Андрей Оборок заверил, что эти вопросы – приоритетные для органов прокуратуры. И предложил действовать сообща для конструктивного решения вопросов.
Фото: Олег Каргаполов