74.ru продолжает серию публикаций о простых челябинских заводчанах, их трудовых буднях и хобби. Сегодня мы знакомим читателей с токарем-универсалом, который может выточить все, что угодно – от маленького шпунтика до огромной детали. В свободное время он поет – любимые песни прошлых лет и популярные хиты современной эстрады. Причем делает это на таком уровне, что уже стал местным Стасом Михайловым – звездой юбилеев, праздников и корпоративов.
В токари попал «благодаря» конверсии
За свою жизнь Роман Аминев перепробовал разные профессии. В челябинском строительном училище №61 получил специальность автослесаря. Когда ушел в армию, судьба забросила за границу – в группу советских войск в Германии. Там научился водить автомобили. Отслужив два года, устроился в автоколонну и поступил на вечернее отделение Челябинского машиностроительного техникума.
Потом перешел работать на ЧТЗ, где – сейчас это уже не секрет – собирал танки. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века этот завод тяжело переживал конверсию – перевод предприятий военно-промышленного комплекса на выпуск товаров народного потребления. В итоге танковое производство полностью свернули, и Аминеву пришлось уволиться.
Правда, совсем от ЧТЗ он тогда не оторвался – перешел на механический участок и освоил профессию токаря.
– У меня друг там работал. Я и раньше в этот цех захаживал, со спецификой был знаком, – вспоминает Роман Аминев. – Показали, подсказали, сам попрактиковался, в общем, можно сказать, что я токарь-самоучка. И работа эта мне понравилась.
Последние 20 лет Роман Аминев работает в ремонтно-механическом цехе ЧЭМК. На комбинат пришел уже готовым токарем-универсалом.
– На ЧТЗ у нас были большие объемы и, в основном, маленькие детали: сначала один поток шел, потом другой. А на ЧЭМК все разное, – говорит Роман Аминев. – Приходится точить и круглое, и квадратное, и поштучно, и партиями, в общем, делаем детали самых разных видов и размеров. Ну, сами понимаете, ремонтный цех – что сломалось, то и надо выточить.
Кумиры молодости – Джо Дассен, «Песняры» и Рафаэль
Родился он в Челябинске, в большой и дружной семье – шестеро сестёр, два брата. С детства рос в музыкальной атмосфере. Дома постоянно крутили пластинки на радиоле и подпевали любимым исполнителям. Пели, причем талантливо, все родственники: старшая сестра Рая в молодости даже выступала на концертах, один брат играл в музыкальной группе, другой стучал на барабанах в вокально-инструментальном ансамбле. А если за семейным столом кто-то запевал, все тут же подхватывали. Ну как тут самому не запеть?
Когда Роман вернулся из армии, старший брат Наиль – тот самый барабанщик – позвал его вокалистом в ансамбль. ВИА «Гелиос» был организован при «Челябгоргазе». Раньше на каждом предприятии поощрялась художественная самодеятельность. Бас-гитара, соло-гитара, ритм-гитара, барабан и даже такой музыкальный инструмент, как ионика (первые советские «клавиши») – по тем временам группа была неплохо экипирована.
Иногда музыкантов-«газовщиков» даже освобождали от работы. Роману же, который тогда трудился в автоколонне, приходилось выкручиваться, чтобы успеть на репетицию или концерт.
– Пели песни Джо Дассена, Тыниса Мяги, ансамбля «Песняры», – вспоминает Аминев, который сразу стал солистом группы. – Художественным руководителем у нас была женщина-трубач из оперного театра, единственный в нашем коллективе человек с музыкальным образованием. «Ром, какие песни нравятся, те и приноси», – говорила она. Сама делала аранжировки, а от нас добивалась точного попадания в ноты.
ВИА «Гелиос» участвовал во всевозможных смотрах самодеятельности районного и городского масштаба, выступал на разнообразных заводских концертах, на корпоративах (да-да, тогда тоже были корпоративы), на новогодних огоньках и, конечно, играл на свадьбах.
– Живой ансамбль на свадебном торжестве – это было круто, – улыбается Роман Аминев. – Так что активно халтурили на свадьбах. Ну и на конкурсах часто получали первые призы.
Наш герой признается, что в молодости был просто помешан на испанском певце Рафаэле. Слушая пластинки, выучил всего его песни. Говорит, что с удовольствием исполнял бы его хиты и сейчас, но качество «минусовок» с записей прошлых лет оставляет желать лучшего.
По молодости все интересно было, музыкальная жизнь била ключом. Но потом участники ВИА переженились, появились дети. Времени на музыку оставалось все меньше, и лет через семь группа распалась.
От «Вологды» до хитов Стаса Михайлова
Долгое время Роман был далек от музыки и пения. Разве что разок спел известную по советским временам «Вологду» на праздничном вечере. Коллегам по работе понравилось и запомнилось. Поэтому, когда в 2007 году на ЧЭМК объявили конкурс заводских талантов, крановщица Людмила Сайфутдинова начала его уговаривать: «Рома, сходи на кастинг, попробуй, покажи свой талант». В итоге отбор прошли два работника РМЦ – Роман Аминев и Владимир Маховских.
– Выступали мы на концерте к Дню металлурга. Я, конечно, страшно волновался – все-таки очень большой перерыв был на сцене, да и дома уже редко пел, – вспоминает Роман Аминев. – Педагог по вокалу потом говорила: «У тебя руки живут своей жизнью». В общем, спел, но никаких призов не получил.
Зато с тех пор Аминева стали приглашать петь – выступает он как на заводских мероприятиях, так и на личных праздниках коллег, друзей и просто знакомых.
– В основном, заводчане зовут – знают, что я пою и корпоративы провожу, – рассказывает Роман. – Пою для людей, чтобы они порадовались, отдохнули, потанцевали. Однажды пригласили на юбилей, а он проходил... в бане. Смешно, но был и такой эпизод в моей жизни.
Чаще всего на днях рождения и корпоративах просят спеть что-нибудь из Стаса Михайлова. Первой Аминев выучил «Нежданную любовь».
– Когда я ее услышал, был поражен и пленен и мелодией, и ее текстом, – говорит Роман. – Выбрать песню – тоже своеобразное искусство. Тут интуитивно надо понять, что пользуется спросом и при этом хорошо получается именно у тебя.
Потом в репертуаре появилось еще три песни любимца женщин Стаса Михайлова. Кстати, тембр голоса Романа Аминева совпадает с михайловским, что приводит публику в восторг.
– Ну, все, четыре песни – «забойники» есть, думал, хватит. Но люди просят ещё и ещё, у самого артиста появляются новые произведения, – продолжает Аминев. – Вот, к примеру, новая песня Стаса Михайлова «Там-там за горизонтом». Классная вещь, и почему я на нее раньше внимания не обратил?
Репертуар у Аминева востребованный – хиты Стаса Михайлова, Юрия Антонова, «Песняров», Виктора Королева, Валерия Сюткина и других. По словам Аминева, секрет в том, что все эти песни – живые, задиристые, забойные. Сам он человек всеядный, говорит, что ему нравится самая разная музыка – от классики до рэпа, главное, чтобы произведение было сделано талантливо и поднимало настроение.
Мужской «Сплав»
Раз в две недели Роман Аминев спешит с работы в институт культуры. Оказывается, он участник мужского вокального ансамбля «Сплав», созданного ветеранами ЧЭМК 18 лет назад. Пришел сюда в 2008 году по приглашению предыдущего председателя совета ветеранов комбината.
– Спел «Осень» Козина – замечательное танго, концертмейстер сразу подыграл мне, – рассказывает Аминев. – И руководитель ансамбля удивилась: «Рома, где же ты раньше был?» Сразу поставила меня в строй – пой. Признаюсь, очень приятно было услышать похвалу от такого человека.
Мы с фотографом побывали на репетиции ансамбля «Сплав» и понаблюдали, как проходит распевка. Длится она 20 минут. И, как признаются участники ансамбля, после этого они свободно берут любые ноты.
Руководит великовозрастным коллективом – самому старшему 85 лет, самому молодому 63 года – профессор кафедры народного хорового пения Челябинского института культуры Игорь Игнатьев.
– В плане профессионализма я здесь очень многое почерпнул, – добавляет Роман Аминев. – Для меня это стало огромнейшей школой. Нас научили брать ноты с опорой на дыхание. Так получается легче, тверже, увереннее. В общем, совсем по-другому запел.
В репертуаре ансамбля «Сплав» патриотические, военные и шуточные песни, а также «Гимн ветеранов Южного Урала». Где только не выступали певцы-ветераны: на сценах челябинских театров, во дворце пионеров и школьников, в кинотеатрах, госпиталях, школах, на импровизированных концертных площадках и заводском стадионе.
Лучше слушать, а не смотреть
Сколько песен исполняет, Роман Аминев специально не считал. Но к четырем десяткам эта цифра точно приближается.
– Песню на английском языке учил полгода, испанскую выучил за два-три месяца, а «Там-там-там за горизонтом» и «Никто тебя не любит так, как я», освоил буквально за неделю, – рассказывает Роман. – Мелодии песен Стаса Михалова легко выучить, очень хорошо запоминаются. А вот слова не всегда, на мой взгляд, удачные.
Тексты и минусовки он ищет в интернете, сейчас там, как говорится, все есть.
– Песню скачиваю, слова на бумажке пишу: слушаю минусовку, если что-то не получается, возвращаюсь к мелодии со словами, – объясняет технологию Роман.
А вот на концерте любимого исполнителя он так ни разу не был.
– Вы знаете, Стаса Михайлова лучше слушать, а не смотреть, – поясняет Аминев. – Он начинает кривляться, добавлять: «Эй, вы, Кремль» и прочие слова. Вот это мне не очень нравится.
Несмотря на опыт выступлений в юности, мандраж при выходе на сцену все равно присутствует, признается Роман Аминев. С каждым разом волнений все меньше, а благодарные слушатели, кажется, вообще этого не замечают.
P. S. Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции.
Фото: Олег Карагполов