Сотрудники прокуратуры и соцзащиты опровергли слова сироты из Магнитогорска Сергея Антипина, который заявил, что сел в колонию ради крыши над головой. Молодой человек говорит, что потерял надежду получить квартиру от государства и поэтому совершил преступление. В соцзащите сообщили, что осуждённый стоит первым в очереди на получение квартиры, а в прокуратуре подчеркнули, что сирота стал писать жалобы уже после того, как лишился свободы.
Антипин обратился за помощью в Общественную наблюдательную комиссию Челябинской области. Он рассказал ОНК, что родителей не знает, его оставили в доме малютки после рождения.
– Во взрослой жизни у меня не оказалось ровным счётом ничего. Первое время перебивался у друзей, ночевал на крышах и чердаках, – пожаловался сирота. – Я обращался в городской отдел социальной защиты, прокуратуру, писал уполномоченному по правам человека и в аппарат президента. Кругом тишина.
По данным ОНК, в 20 лет юноша совершил первое преступление – отобрал у прохожего мобильник и сам сообщил об этом в полицию. Грабителя отпустили под подписку о невыезде. Тогда Сергей взял нож, зашёл в магазин и потребовал деньги из кассы. Забрав выручку, вновь позвонил на 02.
– Получил свои заслуженные пять лет и отправился в колонию для «первоходок», так как ранее у меня не было нарушений, – продолжает Антипин. – Хотя нет, были. Я позвонил и сказал, что в здании бомба. Только тогда тоже не стали сажать. Конечно, тут есть крыша над головой, еда и одежда. Я думал, что избавлюсь от проблем с жильём, сев в тюрьму. Однако тут тоже жизнь не сахар. Я уже мог по условно-досрочному освободиться, но так как у меня нет жилья, в суде мне на УДО отказали.
В Общественной наблюдательной комиссии пообещали помочь Антипину.
– Мы взялись за это дело и доведём его до логичного завершения, – заявил председатель ОНК по Челябинской области Василий Катанэ. – Как так? Государство вынудило парня сесть в тюрьму, чтобы не становиться бомжом.
Как пояснила 74.ru начальник отдела опеки и попечительства управления соцзащиты Магнитогорска Наталья Юрченко, Антипина включили в очередь на получение жилья в 2000 году.
– Квартирой его должны были обеспечить после 18 лет. В 2012 году он написал обращение с просьбой предоставить ему жильё, но тогда свободные жилые помещения отсутствовали. Дело в том, что деньги, которые нам ежегодно выделяют, не перекрывают на 100% ту нуждаемость, которая есть. При этом в отличие от других территорий мы полностью реализуем денежные средства. Дети обеспечиваются по максимуму.
На начало 2017 года в Магнитогорске в очереди состояли 278 нуждающихся в жилье. Из них 77 в этом году уже получили квартиры. Весь бюджет израсходован.
– Антипин сейчас стоит первым в очереди, но нужно понимать, что помимо очереди есть ещё исполнительные листы, – добавила Юрченко. – Когда ребёнку не предоставляют помещение, он может обратиться за защитой своих прав в прокуратуру. Прокуратура выходит с иском, появляются исполнительные листы, которые подлежат незамедлительному исполнению. Поэтому сначала идёт предоставление по суду, а потом уже по очереди. До очереди мы ещё ни разу не доходили, потому что весь закуп перекрывается исполнительными листами.
По словам начальника отдела опеки и попечительства, все 77 жилых помещений, которые приобрели в этом году, предоставлены по суду.
– На сегодня у нас лежат ещё 22 исполнительных листа. Было бы 100% выделение денежных средств, таких ситуаций бы не было, – считает Юрченко. – А если говорить в общем, то случаев, когда такие дети попадают в колонию, – единицы. Многие из них получают образование и живут в общежитии, кто-то работает, создаёт свою семью, обращается в центр занятости. Там очень хорошее пособие – до 35 тысяч рублей в месяц. Можно на эти деньги и жильё снимать, и параллельно искать работу. Очень многое зависит от самого человека.
Чиновница отметила, что в 2012 году, когда Антипин приходил в отдел опеки за консультацией, ему рассказали и про центр занятости, и про то, как нужно действовать в сложившейся ситуации.
– Но он выбрал другую позицию. Он вообще по характеру сложный мальчик был всегда. Не раз лечился в психиатрическом заведении, сбегал из детского дома, бродяжничал. В прокуратуру он не обращался, поэтому исполнительного листа у него нет. Вся переписка с прокуратурой началась уже в местах лишения свободы, – рассказала Юрченко.
По заявлениям сироты городская, областная и генеральная прокуратура трижды проверяла работу соцзащиты. Нарушений не нашли.
Как уточнила начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры Челябинской области Людмила Елчева, Антипин стал писать обращения в прокуратуру с 2015 года.
– Он сел за грабёж и разбойное нападение, а не потому, что не мог получить жильё. Антипин пишет, что его право было нарушено в 18 лет, до того как он сел в колонию, – прокомментировала Елчева. – Но тогда он с заявлением не обращался, сейчас говорит «моё право было нарушено, а сейчас предоставьте мне жилье, потому что я выйду через два года, мне надо где-то жить».
То что касается условно-досрочного освобождения, по словам представителя надзорного ведомства, наличие или отсутствие жилья на него не влияют.
– При УДО не рассматривают, есть где человеку жить или нет. При УДО рассматривают совсем другие основания: как заключённый себя ведёт, как он работает, как себя зарекомендовал именно в колонии, – объяснила представитель прокуратуры. – Человек совершил преступление. Антипин осуждён сразу по двум статьям – за грабёж и разбой, но при этом государство с себя обязательств перед ним не сняло, он будет обеспечен жильём. Но только после того, как выйдет на свободу. Таково требование закона.
Фото: ОНК Челябинской области