Челябинке Ирине Ивановой (имя изменено по просьбе героини. – Прим. автора), чью накопительную пенсию без согласия перевели в другой негосударственный пенсионный фонд, удалось договориться с НПФ о денежной компенсации. 28 августа, вместо предварительного слушания в суде, она забрала заявление.
– Со мной связались представители НПФ «Будущее» и предложили денег. В итоге я получила компенсацию, равную потерянному инвестиционному доходу за последние два года, – рассказала Ирина Иванова. – Взамен дала расписку, что претензий не имею.
Вчера должно было состояться предварительное слушание в суде. С помощью суда Ирина Иванова хотела добиться наказания агента, подделавшего подпись, и выйти на того, кто продал её персональные данные. По её словам, он также звонил и просил написать расписку о том, что она не имеет к нему претензий. Он же, как рассказала героиня, сообщил, что купил её данные за 100 рублей.
– В НПФ заверили, что накажут агента, собрались подавать на него в суд за мошенничество и подделку подписей челябинцев, – добавила Ирина Иванова. – Так как из-за его действий фонд понёс убытки, в том числе пострадала деловая репутация. В итоге я написала заявление об отказе от суда.
Напомним, о том, что накопительная пенсия Ирины Ивановой переведена в другой фонд, она узнала в апреле этого года. После разбирательства выяснилось, что в договоре с новым НПФ указаны неверные адрес и телефон, а заявление на перевод, которое она не подавала, вообще обработано в ОПФР Дагестана. В суд подала прокуратура, куда пострадавшая обратилась с жалобой.
Мы сделали запрос в НПФ «Будущее» с вопросом о том, как часто используется практика материальной компенсации, но ответа пока так и не получили.
Другой челябинке, которая также обнаружила свои пенсионные накопления в чужом фонде, ещё не удалось добиться справедливости.
– Я написала заявление в полицию, мое дело объединили с ещё двумя пострадавшими. Но пока приходят отказы от возбуждения уголовного дела – говорят, нет ущерба, – рассказывает Марина Васильева (имя изменено по просьбе героини. – Прим. автора). – Но я намерена довести дело до суда.
Весной этого года россияне, в том числе жители УрФО, начали массово жаловаться неправомерный перевод их пенсии в фонды. Всплеск объясняется тем, что именно во втором квартале были подведены итоги переходной кампании 2016 года. По данным отделения Челябинск Уральского ГУ Банка России, с апреля по июнь на неправомерные переходы пожаловались 18 жителей области.
В ПФР нам уже не раз поясняли, что для перевода накопительной пенсии из НПФ в НПФ необходимо подписать договор и заявление. Последнее нужно подать в Пенсионный фонд России лично, через МФЦ, по почте (подпись заверена у нотариуса), через портал Госуслуг или в электронном виде с использованием усиленной электронно-цифровой подписи (ЭЦП) через удостоверяющие центры. Именно подача заявления через удостоверяющий центр, как правило, и становится причиной неправомерных переходов. В конце июня, после вала жалоб в контролирующие органы и проверки Счётной палаты, Пенсионный фонд приостановил приём электронных заявлений от удостоверяющих центров о переводе пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды до того момента, пока их работа не будет проверена.
Между тем на законодательном уровне активно обсуждается изменение механизма переходов – независимо от того, заключает человек договор через агента, в банке-партнере или офисе фонда, он должен будет обратиться к текущему страховщику. Тот, в свою очередь, расскажет о возможной потере инвестдохода при досрочном переходе. Подачу заявления о переходе у текущего страховщика поддерживает и Банк России.
Напомним, что потеря инвестиционного дохода возможна при подаче досрочного заявления, когда перевод средств пенсионных накоплений осуществляется на следующий год после подачи заявления. Перевести накопления страховщику, сохранив доход, можно, подав срочное заявление – тогда деньги перейдут через пять лет.
Если вы обнаружили, что накопительную пенсию перевели незаконно, то:
запросите экземпляр договора в НПФ и копию заявления в ПФР;
обратитесь в правоохранительные органы, которые проверят подлинность подписей;
обратитесь в суд (это могут также сделать правоохранители). Третьим лицом в суд привлекается Пенсионный фонд;
по суду договор признаётся недействительным и накопления возвращают.
Кроме того, можно снова заключить договор с выбранным НПФ и обратиться с заявлением о переходе в ПФР – но не чаще раза в год. А также обратиться с жалобой сайт ЦБ РФ.
Узнать состояние вашего пенсионного счёта и то, кто управляет вашими накоплениями, можно через сайт Госуслуги, лично в Пенсионном фонде или через банк.
Фото: Алена Мызгина