Прийти в школу без портфеля – то же, что забыть дома голову. Сегодня выбору главного ученического атрибута уделяют особое внимание – он должен быть красивым, практичным, удобным и «отражать богатый внутренний мир» ученика. Сложно представить, что когда-то дети ходили с деревянными котомками, сумками без лямок или дипломатами. 74.ru вспомнил, как менялась школьная мода и каким стал современный эталон.
Первым ранцам школа обязана армии. Сумки немецких солдат в XIX веке отлично приспособили под свои нужды школьники. Их было удобно носить, перекинув через плечо. Это вам не самодельный деревянный ящик, который раньше приходилось таскать ученикам.
Первая и Вторая мировые войны продлили жизнь ранцу-планшету. Он был стильным и, главное, мог достаться в подарок от родственников, вернувшихся с фронта.
– Я учился в 60-е годы и отлично помню, что у меня был ранец-планшет чёрного цвета, – вспоминает челябинец Анатолий Фёдоров. – Не знаю, натуральная там была кожа или искусственная, но с этой сумкой я проходил до седьмого класса. Она до сих пор валяется где-то на чердаке дома. Сейчас у таких сумок застёжка в виде кнопки, а у нас застёгивалась с помощью ремешка. Помню, что относился к ранцу бережно, этому, видимо, способствовали хорошие родительские наставления.
Сумки-планшетки пользовались популярностью у мальчиков. Девочки же предпочитали ходить с портфелями. Первые портфели тоже были мало приспособлены для школьников. У этих сумок ручка пришивалась только сверху, что сегодня врачей совершенно не радует, поскольку ношение тяжестей в одной руке приводит к искривлению позвоночника. Но у тогдашних детей выбора не было.
– Нас в семье было шестеро, поэтому портфели ценились на вес золота. Переходили от родственников к родственникам, – говорит Фарида Гафарова, школьные годы которой пришлись на 50-е. – Портфели были ужасно страшные и только двух цветов – чёрные или коричневые. Рвались они, конечно, часто. Помню, что отец постоянно их ремонтировал, подшивал. На этих портфелях было очень здорово кататься с горки. Но об этом мы родителям, конечно, не говорили. А моя старшая родственница рассказывала, что ходила в школу с футляром от баяна. Такие были времена.
В 70–80-е годы портфели стали более красивыми – разноцветными, с картинками. У них помимо ручек были лямки, чтобы можно было носить на плечах.
– Когда родители купили мне первый портфель, я мечтала, чтобы скорее наступило 1 сентября, и я гордо пошла в школу. На нём был изображен красивый олень и надпись «Берегите природу». Портфель мне не разрешали примерять, пока я самостоятельно не прочту, что на нём написано, – вспоминает свои школьные годы выпускница 1997-го Юлия Парфентьева. – В этом году мой сын пошёл в первый класс. Но у него покупка портфеля не вызвала особой радости. Может быть, потому что сейчас большой выбор, и дети получают всё, что захотят.
На некоторое время потеснил популярность портфеля дипломат. В конце 70-х и в 80-е годы он стал символом «продвинутых» школьников. В нём с трудом умещались учебники, его было неудобно вешать под партой и он с грохотом падал во время уроков, но мода требовала жертв. Да и отечественная промышленность не добавляла достоинств этому виду школьного атрибута – отделений в нём было мало, а застёжки быстро приходили в негодность, из-за чего всё содержимое могло высыпаться в самый неподходящий момент.
Спас ситуацию Китай. В период безденежья 90-х рынки заполнили дешевые рюкзаки из Поднебесной. Они мало соответствовали санитарным нормам, но удивляли разнообразием цветов, множеством кармашков, в которые можно было распихать кучу важных мелочей.
– В 90-е годы мы всё покупали на рынке, и школьные рюкзаки тоже, – говорит Людмила Федосеева. – Сумки для дочери-школьницы приходилось брать дешевые. Хватало таких рюкзаков на пару месяцев, потом у них отваливались ручки. Но мы решили эту проблему тем, что перепрошивали их в первый же день покупки. Правда, потом всё равно рвалась сама ткань возле ручки. Ещё стирать их надо было в холодной воде, иначе вся краска смоется.
Плюс таких рюкзаков был в универсальности – их можно было носить и в школу, и в поход. А при желании вместе с учебниками впихнуть спортивную форму или ненавистную вторую обувь.
Современные школьные сумки поражают своим разнообразием по цвету и форме. Но в первую очередь родители обращают внимание на соответствие портфеля медицинским требованиям – к ним относятся вес, жёсткость спинки, качество ткани, ширина лямок.
Картинки на портфеле – личный выбор каждого ученика или его родителей. В ГОСТе оговорено только то, что в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами».
Школьники младших классов обожают ранцы с мультяшными героями, яркими цветами. Старшеклассники отдают предпочтение минимализму или стилю «чтобы не как у всех». В магазинах можно даже найти портфели с разными фактурами поверхностей – пупырышками или шипами. Да-да, есть и такие!
Тем более дресс-код касается только одежды, а не ученических сумок. Это даёт школьникам право и вовсе не заморачиваться с выбором рюкзака. Ведь пару тетрадей можно положить в удобный, лёгкий и универсальный пакет.
Учителя и психологи признаются, что какой бы ранец школьник ни выбрал, главное, чтобы в школу он ходил с удовольствием.
Юлия Реутова