Суд отказался изменить наказание бывшему мэру Копейска Вячеславу Истомину, осуждённому за получение двух миллионов рублей взяток. Апелляционную жалобу на приговор экс-чиновнику судебная коллегия Челябинского облсуда рассмотрела сегодня, 1 сентября. Заседание проходило по телемосту. Вячеслав Истомин просил суд «проявить милосердие» и отпустить его домой к дочери, которая сегодня отмечает день рождения. Подробности из зала суда – в нашем материале.
Напомним, в конце июня копейский горсуд признал Вячеслава Истомина виновным в получении взятки в крупном и особо крупном размерах (пункт «в» части 5 и часть 6 статьи 290 УК) и приговорил его к четырём с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом пять миллионов рублей и с лишением на три года права занимать руководящие должности в органах местного самоуправления. Автомобиль и снегоход бывшего градоначальника изъяты в доход государства.
Защита Истомина не согласилась с суровостью приговора и подала апелляцию в облсуд. Адвокат Евгений Белов не оспаривал фактические обстоятельства дела и вину Истомина, но просил применить к своему подзащитному, заключившему досудебное соглашение, положение статьи 73 Уголовного кодекса о назначении условного наказания.
– Истомин действительно исключительно положительно характеризуется, ему необходимо заботиться о несовершеннолетней дочери и престарелых родителях. У него мама не ходит, и ему даже разрешали в связи с этим посещать её раз в неделю во время домашнего ареста, – подчёркивал Евгений Белов. – Досудебное соглашение о сотрудничестве Истомин исполнил в полном объеме. Ущерб по делу не причинён, даже в обвинении указано, что Истомин действовал в рамках установленного регламента.
До начала судебного заседания Вячеславу Истомину дали обсудить его позицию с адвокатом и согласовать все ходатайства, которые планировала заявлять защита. Прокурора на это время попросили выйти из зала.
Во время заседания адвокат попросил судебную коллегию приобщить к материалам дела дополнительные документы по заболеваниям родителей Истомина.
– По заключению врачебной комиссии мать Вячеслава Истомина нуждается в постоянном уходе, его отец недавно перенес серьезную операцию, – сообщил суду Евгений Белов. – Также у Истомина болеет дочь, у которой сегодня, 1 сентября, день рождения. Ей исполнилось семь лет. Кроме того, постоянное наблюдение врачей из-за проблем с сердцем требуется и самому Истомину. Ранее на основании этого суд снимал ему ограничения при исполнении меры пресечения, чтобы он мог посещать врачей и маму.
Судья интересуется, рассматривал ли эти документы копейский суд при вынесении приговора.
– Мы все документы предоставляли суду первой инстанции, – уточнил Евгений Белов. – А вообще они исследовались при избрании меры пресечения Истомину. Сегодня мы предоставили свежие заключения врачей, сделанные в августе, которые подтверждают, что состояние матери и ребенка не изменилось.
В прениях адвокат Истомина ещё раз подчеркнул, что его подзащитый, находясь в СИЗО, «осознал и раскаялся в совершенном им преступлении».
– Прошу суд учесть и медицинские документы, и характеризующие Истомина материалы, которые заняли в его деле целый том, и содействие следствию, – обратился Евгений Белов к судьям. – Проявите милосердие и справедливость при вынесении ему наказания.
Гособвинитель доводы защиты Истомина не поддержала. Просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, подчеркивая, что законных оснований для смягчения Вячеславу Истомину наказания нет.
– Полагаю, что суд первой инстанции вынес законный и справедливый приговор, – прокомментировала свою позицию прокурор Татьяна Тараканова. – Суд надлежащим образом рассмотрел заключенное Истоминым досудебного соглашение. Сама личность подсудимого также надлежащим образом исследована. Учтены все смягчающие обстоятельства, в частности состояние здоровья Вячеслава Истомина и его родственников. Считаю, что суд обоснованно не усмотрел оснований для применения к нему положений статьи 73 Уголовного кодекса об условном наказании.
Вячеслав Истомин, обратившись к суду с последним словом, добавил, что «почти за два года изоляции от общества искренне раскаяся и сожалеет о содеянном».
– В приговоре суда первой инстанции не нашёл отражения тот факт, что досудебное соглашение мной полностью выполнено, – озвучил свою позицию экс-чиновник. – Это помогло сократить сроки расследования, суд рассматривал дело в особом порядке, сэкономив бюджетные деньги. Мы не стали заявлять дополнительную экспертизу, хотя могли бы это сделать, и она могла сократить суммы взяток и отразиться на статье и сумме штрафа. Не было ни одного замечания ко мне со стороны ГУФСИН во время домашнего ареста, и сейчас в СИЗО ко мне нет претензий.
Также Истомин ещё раз напомнил, что в его деле нет причинённого ущерба и гражданского иска о его компенсации.
– Суд признал, что все решения по выделению земельных участков были законными. Они принимались комиссиями, в которые входили представители различных ведомств. Я только ставил подписи под ними, – резюмировал Вячеслав Истомин. – Что касается моего исправления и предупреждения новых преступлений, суд сделал неправильный вывод, что оно невозможно без изоляции от общества. В частности, в решении суда говорится о запрете занимать руководящие должности в органах власти. Но действующее в Челябинской области законодательство мне и сейчас этого не позволяет. И я для себя принял решение больше не работать на госслужбе. Вся моя жизнь и том характеристик говорит о том, что выводы суда были необоснованными. Считаю, что наказание должно быть адекватно содеянному.
Истомин поставил под сомнение, что трудоустройство в исправительной колонии позволит исполнить судебное решение о выплате пяти миллионов рублей штрафа.
– Доход при таком трудоустройстве крайне низок. И находясь в местах лишения свободы, я просто физически не смогу выполнить судебное решение о выплате назначенного мне штрафа, – возразил он. – Суд первой инстанции не исследовал, что у меня на момент приговора были предложения о работе, я востребован как специалист. Не уверен, что после отбытия наказания в колонии я смогу найти работу, которая позволит быстро выполнить решение суда.
Завершил последнее слово Вячеслав Истомин описанием состояния здоровья своих родных.
– Маме из-за болезни сейчас очень тяжело без моей опеки. Да, и отцу после операции требуется помощь. Наказывая меня, вы наказываете ещё несколько человек. Моя малолетняя дочь, которой сегодня исполнилось семь лет и она пошла в первый класс, – Истомин сбивается, едва сдерживая слёзы, – тоже болеет. Страдает моя семья, страдают родственники, страдает моя дочь. Второй год находясь в изоляции от общества, я раскаиваюсь и обещаю, что такое никогда не повторится. Прошу суд появить понимание и человечность. Я всё осознал и хочу, чтобы ребенок в день своего рождения дождался отца. Прошу назначить наказание, не связанное с лишением свободы.
Суд удалился в совещательную комнату для принятия решения. В это время адвокат сообщает Вячеславу Истомину, что необходимо написать заявление со списком лекарств и аппаратом для измерения давления, если его всё же не выпустят на свободу.
– Там ещё телефонный разговор по решению суда можно получить, – интересуется Истомин. – Я карточку уже купил, жду тогда решения.
К адвокату подходит брат Вячеслава Истомина. Экс-глава тут же спрашивает у него о состоянии родителей.
– Хуже, – коротко отвечает тот, не вдаваясь в подробности при журналистах.
Через десять минут коллегия судей возвращается в зал заседаний.
– Ну, дай Бог, – бросает Вячеслав Истомин и встаёт, чтобы выслушать вердикт суда.
Впрочем, чуда не произошло. Суд признал приговор Вячеслава Истомина законным и обоснованным и оставил его без изменения.
– Вам понятен приговор? – интересуется у Вячеслава Истомина председатель судебной коллегии. – Тогда всё, суд окончен, до свидания.
Адвокат Евгений Белов, явно недовольный таким решением, на вопрос журналиста 74.ru, будет ли обжаловать его в Верховный суд, заметил лишь, что всё зависит от решения родственников Вячеслава Истомина.
Как ранее сообщал 74.ru, прокурор Копейска Андрей Горожанкин в ходе прений требовал для Вячеслава Истомина семь лет колонии строгого режима со штрафом 50 миллионов рублей и запрет в течение трёх лет после освобождения занимать управляющие должности в органах власти. Адвокат бывшего чиновника Евгений Белов и сам Вячеслав Истомин просили суд о наказании, не связанном с реальным лишением свободы.
Согласно обвинительному заключению, за помощь в получении земли и заключении контрактов на обслуживание школ и детских садов Вячеслав Истомин получил в период 2012–2014 годов откаты от директора ООО «Соцпитание» Андрея Приба и руководителя ООО ТД «Атланта» Михаила Черкевича в виде денег, банкетов на сотни тысяч рублей, коробок с винами и фаршированных сёмгой осётров под Новый год.
Силовики задержали главу Копейска Вячеслава Истомина на рабочем месте утром 25 июля прошлого года после обысков, проведенных в администрации сотрудниками регионального УФСБ России и ГУ МВД России по Челябинской области. Поначалу Вячеслав Истомин вину в инкриминируемых преступлениях не признал, от дачи показаний на допросе отказался. Но позже во время следствия признал вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве.
Фото: Дарья Невзорова