RU74
Погода

Сейчас-8°C

Сейчас в Челябинске
Погода-8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -15

6 м/c,

с-в.

747мм 53%
Подробнее
2 Пробки
USD 88,17
EUR 92,02
Город Развлечения Красоты Памира и +46°С в тени: челябинцы на Mongol Rally доехали без сцепления до Киргизии

Красоты Памира и +46°С в тени: челябинцы на Mongol Rally доехали без сцепления до Киргизии

Путешественники прошли испытание жарой и бездорожьем.

Семья Дудниковых проехала на малолитражке по странам Азии. Челябинцы стали первыми россиянами в истории Mongol Rally, которое стартовало в Лондоне 16 июля. Последние две недели оказались для путешественников самыми трудными: из-за жары вода в бутылках нагревалась, как в чайнике, а пыль слоями оседала в салоне автомобиля. Но зато супругов Дудниковых и их дочь Лизу ждали невероятные красоты – фантастический вид на высохшее Аральское море и знаменитый Памир. Сайту 74.ru участники ралли рассказали об особенностях путешествия по восточным странам.

Бетонная дорога. Узбекистан | 74.ruБетонная дорога. Узбекистан | 74.ru
Бетонная дорога. Узбекистан

– За прошедшие две недели мы проехали страны Средней Азии – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию. На сегодня это был самый трудный отрезок пути. Нам пришлось пережить неимоверную жару в Западном Казахстане и Каракалпакистане (регионе Узбекистана). Температура поднималась до +46 градусов в тени, вода в бутылках нагрелась так сильно, что обжигала, ветер приносил не прохладу, а ещё большую жару. При этом дорога шла по голой выжженной степи без единого укрытия. Пыль полностью забила все фильтры и напрямую летела в салон.

Обменный курс в Узбекистане позволяет стать миллионером за пару тысяч рублейОбменный курс в Узбекистане позволяет стать миллионером за пару тысяч рублей
Обменный курс в Узбекистане позволяет стать миллионером за пару тысяч рублей
Таджикистан. Советское наследиеТаджикистан. Советское наследие
Таджикистан. Советское наследие

На границе с Узбекистаном поразило отношение к людям – если туристов ещё старались быстро пропускать, то местных шерстили досконально, не обращая внимание на пол и возраст. Даже женщин с маленькими детьми там держат по несколько часов под палящим солнцем в коридоре из сетки рабицы шириной в один метр, без возможности пройти вперёд или назад, без доступа к воде или туалету.

Верблюды в казахстанских степяхВерблюды в казахстанских степях
Верблюды в казахстанских степях
Памирский тракт - стадо овец гонят домойПамирский тракт - стадо овец гонят домой
Памирский тракт - стадо овец гонят домой

Сам Узбекистан – очень интересная страна. Люди невероятно дружелюбные и приветливые. Гость для них как для восточных людей священен. Столько искренних улыбок и готовности помочь мы до этого не видели. Но для путешествий на автомобиле эта страна настоящее испытание. Начнём с того, что во всём Узбекистане нет бензина с октановым числом выше 80, да и тот есть на заправках только в Ташкенте. Нормальный бензин можно купить только на чёрном рынке из канистр, естественно, дороже. Вас будут уверять, что это 91-й, но такого бензина в стране не существует. Из-за низкого качества бензина у некоторых команд возникли проблемы с топливной системой. Нам повезло, мы запасли две канистры ещё из Казахстана, их нам хватило, чтобы доехать до Бухары.

Аральское море 2008-2016Аральское море 2008-2016
Аральское море 2008-2016
Монумент в память об Аральском мореМонумент в память об Аральском море
Монумент в память об Аральском море

Дороги в Узбекистане крайне опасны – относительно ровные участки обрываются внезапно, и машины улетают в огромные ямы. Нам пришлось заезжать в сервис ежедневно. Хотелось бы отдельно похвалить умелые руки узбекских механиков. Они умеют именно чинить, а не просто менять детали. Хотя большинство из них видели Peugeot так близко впервые в жизни.

Река Пяндж, разделяющая Таджикистан (слева) и Афганистан (справа)Река Пяндж, разделяющая Таджикистан (слева) и Афганистан (справа)
Река Пяндж, разделяющая Таджикистан (слева) и Афганистан (справа)
Мост через реку на Памирском трактеМост через реку на Памирском тракте
Мост через реку на Памирском тракте

Но все неприятности быстро забывались, потому что перед нами открывались невероятные красоты. Мы посетили город Муйнак и мемориал высохшему Аральскому морю. Впечатления сильные! Пробрало до мурашек. С возвышенности видны останки кораблей и пустыня вокруг них, понимаешь, что здесь было море, оживленный порт, на берегу стояли огромные заводы по заготовлению рыбы. А сейчас остатки моря находятся в 150 километрах севернее, и вода настолько солёная, что рыба в ней больше не водится.

Самая высокая точка Памирского тракта - перевал Ак-Байтал 4655 м!Самая высокая точка Памирского тракта - перевал Ак-Байтал 4655 м!
Самая высокая точка Памирского тракта - перевал Ак-Байтал 4655 м!

Мы также посетили древние города Хивы и Бухары. Выглядит всё как на открытках. Сохранились целые города и крепости практически в первозданном виде.

Ночевка на высоте 4010 м. Памир.Ночевка на высоте 4010 м. Памир.
Ночевка на высоте 4010 м. Памир.

В Таджикистане, вы удивитесь, чувствуется свобода и достаток. Дороги в прекрасном состоянии, может быть, потому, что платные. Полиции на дорогах много, нас останавливали часто, но исключительно для того, чтобы поговорить и предложить помощь. Повсеместно развито мелкое предпринимательство, какие-то кафешечки, магазинчики. Видно, что государство не зажимает людей, а даёт им развиваться, выделяет гранты на строительство мини-гостиниц, строит дороги.

ПамирПамир
Памир
Вдоль Памирского тракта, ближе к Киргизии идет забор. А за забором - Китай!Вдоль Памирского тракта, ближе к Киргизии идет забор. А за забором - Китай!
Вдоль Памирского тракта, ближе к Киргизии идет забор. А за забором - Китай!

Отдельная часть всего нашего путешествия – Памирский тракт. Он проходит по Горно-Бадахшанской автономной области, пограничному региону Таджикистана, для проезда по которому необходимо получить отдельное разрешение в ОВИРе в Душанбе. Есть несколько вариантов прохождения маршрута: от Душанбе до Хорога можно проехать прямо по северному маршруту, который отличается шикарными видами и невероятно труднопроходимыми дорогами (движение грузового транспорта по нему запрещено, подходит только для хорошо подготовленных внедорожников); второй вариант – через Куляб, по южному пути, где вполне приличный асфальт протяженностью 300 километров, иногда прерываемый следами от недавних оползней. По нему мы и поехали. После того как асфальт заканчивается, идёт самый, пожалуй, трудный участок длиной около 250–300 километров. Здесь были и узкие проезды по самому краю пропасти с нависающими скалами, и огромные булыжники, которые просто невозможно объехать, так как они повсюду, в том числе на крутом подъёме в гору. Защита двигателя спасала нас несколько сотен раз. Но и её нам пришлось подтягивать три раза за день.

Киргизские юртыКиргизские юрты
Киргизские юрты
Купольные дома, набирающие популярность сейчас, были известны издревле. БухараКупольные дома, набирающие популярность сейчас, были известны издревле. Бухара
Купольные дома, набирающие популярность сейчас, были известны издревле. Бухара

Машине такие нагрузки оказались не по силам, начало гудеть сцепление. В Хороге, самом крупном городе Памира, нам не смогли помочь. Сцепление нужно было менять, а запчастей, естественно, не оказалось. Мы решили на остатках сцепления попытаться проехать весь Памир и добраться до города Ош в Киргизии, где, как нам обещали, можно найти любые запчасти.

Высокогорный Як, ПамирВысокогорный Як, Памир
Высокогорный Як, Памир

К востоку от Хорога дорога поднимается на высоту 4000 метров. Самая высокая точка – перевал Ак-Байтал – 4655 метров. Нам с двумя другими командами предложили заночевать в юрте. Идея показалась интересной и это всё-таки лучше, чем спать в палатке на морозе. Да-да, на морозе. Ночью температура опустилась до –10 градусов, мы проснулись от того, что тряслись от холода даже во всей одежде и тёплых спальниках. Утром, когда мы вышли из юрты, оказалось, что за ночь все лужи и ручьи покрылись льдом. Мы поскорее собрались и залезли в нашу тёплую машинку, чтобы хоть немного оттаять. Впереди нас ждали захватывающие дух пейзажи, встречи с местной фауной: сурками, разнообразными птицами и даже одним одомашненным яком. Обед и ужин нам пришлось готовить на газовой горелке из продуктов, привезённых из дома. На перевале Ак-Байтал мы остановились, чтобы сделать фото и видео. Тут мы вполне ощутили горную болезнь: голова кружилась, руки и ноги ослабели и тряслись, мысли путались. Тем не менее туристов оказалось много – одни ехали на велосипедах, пара из Франции – на грузовике, который является их домом уже пять лет. Люди со всего света приезжают в Таджикистан, чтобы пройти, проехать или пробежать Памирский тракт.

Встреча на высоте 4655 м. Памир.Встреча на высоте 4655 м. Памир.
Встреча на высоте 4655 м. Памир.
Мы в Киргизии, а позади - Памир!Мы в Киргизии, а позади - Памир!
Мы в Киргизии, а позади - Памир!

Всю красоту Памира можно по настоящему увидеть, только когда спустишься с него. Оглянувшись назад, мы увидели его заснеженные вершины и разноцветные изрезанные реками склоны. Вокруг кипела жизнь. Летний пастуший сезон был в разгаре, и на всех лугах белели юрты. Нас, путешественников, также порадовали хорошо асфальтированные дороги. Говорят, китайцы построили все дороги в Киргизии, чтобы удобней было возить свои товары, а также добираться до полезных ископаемых, которые они там добывают.

Обрушение дороги на Памирском тракте в результате селевого сходаОбрушение дороги на Памирском тракте в результате селевого схода
Обрушение дороги на Памирском тракте в результате селевого схода
Тоннель смерти в прошлом, сейчас полностью отремонтированный иранцамиТоннель смерти в прошлом, сейчас полностью отремонтированный иранцами
Тоннель смерти в прошлом, сейчас полностью отремонтированный иранцами

К вечеру мы доползли до деревни Сары-Таш в Кыргызстане – самой первой после границы. И наше сцепление решило, что его функция выполнена, Памир пройден, можно и окончательно развалиться. До города Ош мы ехали без сцепления. Но оказалось, что во всей Киргизии нет запчастей на французские автомобили. Механики посоветовали найти знакомых в Москве, чтобы они купили там запчасть, и переправить её из Домодедово вместе с пассажирами на рейс в Ош, который летает два раза в день. Роль волшебника исполнил папа Марины. Он успел до закрытия магазина в Москве купить деталь и отправить её нам из аэропорта Домодедово. В итоге нам доставили новенькое сцепление за ночь.

Остатки кораблей на дне Аральского моряОстатки кораблей на дне Аральского моря
Остатки кораблей на дне Аральского моря

Чудеса случаются. Их творят любящие и добрые люди! За полдня нас отремонтировали и мы смогли продолжить путь в Монголию.

Сайт 74.ru продолжает следить за путешествием челябинцев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления