14 сентября в Государственном историческом музее Южного Урала на улице Труда, 100 стартовал фестиваль современного искусства «Дебаркадер». В год столетия двух революций концепция арт-праздника особенно насыщена духом мятежа и бунтарства не только политического, но и творческого. Правда, кураторы обещают – за пределами сценического пространства беспорядков не будет.
Начало арт-перевороту положил огненный перформанс с элементами современного театра «Энергия революции», который организовали на уличной площадке между двумя башнями музея.
– Это коллаж революционных образов, связанных с крупными выразительными формами, видеопроекциями, спецэффектами и пластическими композициями, – рассказал режиссёр Радик Рябков. – В работе над спектаклем мы опирались на эстетику таких художников, как Кандинский, Петров-Водкин, Филонов – в чьих работах последствия Октябрьской революции отразились наиболее мощно.
– Многое из того, что мы делаем происходит по наитию. Пантакль – один из символов революции, сам по себе очень древний символ, – добавил Радик Рябков. – Эту большую агрессивную звезду нам захотелось перевести в маленькие звездочки, напоминающие о Рождестве.
К вечеру погода тоже немного взбунтовалась: поднялся ветер. Впрочем, если ещё вчера челябинцы мёрзли в куртках и свитерах, а сегодня наступило долгожданное бабье лето.
Режиссеры спектакля «Ты меня любишь, Соня Кривая?», который не только открывает фестиваль, но и закрывает его, пошли дальше и провели параллели между 1917-м и 2017-м, выкатив на сцену колесо истории с вопросом «Куда мы катимся?».
– Изначально мы не хотели быть как все и обойтись без 100-летия революции. Однако были найдены две темы: революция изменила арт-картину миру, сделала своего рода арт-переворот, второй сюжет – мы живём на земле, где были свои революционеры. Например, Соня Кривая.
У каждого участника фестиваля свои ассоциации с революционеркой, чьё имя носит одна из центральных улиц города.
– Я всю жизнь жил на улице Сони Кривой, – поделился челябинский журналист, член Союза театральных деятелей России Владимир Спешков.
– Владимиру Спешкову нравится песня Юрия Богатенкова «Соня кривая» (кстати, сам исполнитель тоже участвовал в спектакле и даже исполнил эту композицию. – Прим. авт.), – рассказал Олег Хапов. – И, отталкиваясь от этой песни, мы выбрали персонажа. Хотя можно было Колющенко, Цвиллинга или Васенко взять – они все очень интересные.
По сюжету, незадолго до своей смерти Соня Кривая видит сон о том, какими мужественными и благородными станут челябинцы через 100 лет. Но на деле картина оказывается не столь радужной: люди, как отмечает один из политических деятелей, «не могут жить своим умом». И лишь библиотекарь Света пытается стать светилом революции. Остроты добавляет упоминание «антигоковцев», которые участвовали в митинге.
– Ситуация, конечно, не революционная с точки зрения ленинских статей. Но то, что мы живём в таком ненормальном мире – это очевидно, и мы можем нарваться на такие социальные энергии в будущем, – добавил Олег Хапов. – А что молчать-то? Мне очень тревожно, я не собираюсь уезжать из страны. Хочется делать выводы, куда-то идти. Для меня самая главная мораль этого спектакля – жить своим умом, не идти на поводу, взвешивать всё. Даже если ты не герой.
В день открытия фестиваля начали работу сразу четыре выставки. В фойе музея и выставочных залах можно будет увидеть плакаты с Московской международной биеннале «Золотая пчела 12», на экспозиции «Искусство без границ» представлены произведения художников и фотографов из Испании, Венгрии и США, 100 плакатов про кино из коллекции Сергея Сафьянова. Нельзя оставить без внимания и выставку южноуральских художников «Неизвестные миры. Поиск контакта».
– В этом зале мы совместили четырёх абсолютно разных по стилю и возрасту художников, которые работают в одном пространстве – Челябинской области. Потому мы назвали её «Четыре вектора», – объяснила куртор выставки Марья Аникина. – Экспозиция сделана по принципу контраста: пластика, объёмы и силуэты Валентина Качалова, чёрно-белая фактура Игоря Берсенёва, декоративные работы Алёны Аскаровой выделяется ярким ясным, светоносным светом. Её жаркие, южные работы соседствуют с северными пейзажами Владимира Балясникова, в которых подчёркивается соотношение света и тёмного.
Фото: Людмила Ковалёва