Южноуральским фермерам, чьи посевы пострадали от ненастья этим летом, согласовали сумму компенсации из бюджета. Подтверждение сегодня пришло из федерального минсельхоза. Кто получит деньги и почему аграрии региона не хотят страховать свои хозяйства – в материале 74.ru.
– Практически все пострадавшие от ЧС площади, документы, по которым подавали в федеральный минсельхоз, прошли экспертизу. Не прошла часть культур в Брединском районе из-за неправильно оформленных документов, пришёл отказ по Варненскому району – там фотографии не соответствовали заявленному ущербу, – объяснила пресс-секретарь регионального минсельхоза Наталья Твердохлебова.
По данным регионального минсельхоза, общая площадь пострадавших площадей, прошедших экспертизу, в Челябинской области составила 57 122 гектара. Это три четверти от заявленной площади пострадавших посевов. Из них погибли посевы на 13 679 га. Большая часть территории – хозяйства Брединского района, которым подтвердили ущерб на 54 миллиона 350 тысяч рублей. Ещё два гектара сельхозкультур пострадали в Красноармейском районе – от сильного ветра снесло теплицы с огурцами. Подтверждённая сумма к возмещению заявлена на 157 тысяч рублей.
– Следующий этап – получение компенсации из бюджета. Уточняем, в какие сроки она планируется, – добавила Наталья Твердохлебова. – Буквально сегодня пришло подтверждение, что мы попали в число регионов, которые её получат.
Напомним, крупный град, обрушившийся 29 июня в Брединском районе, причинил серьёзный урон. В домах разбиты стёкла, повреждены крыши. Более десятка гектаров посевов побиты льдинками, которые достигали размера перепелиного яйца. Позже губернатор Борис Дубровский после крупного града в Брединском районе объявил областной режим чрезвычайной ситуации.
Сегодня фермеры со всей России продолжают подсчитывать ущерб от природных катаклизмов. К концу августа 650 сельхозпроизводителей из 12 регионов уже предоставили данные об ущербе по прямым затратам на общую сумму около 2 млрд рублей.
В страховых компаниях уверяют, что в идеале подобные компенсации должны выплачивать они. Тогда в случае чрезвычайных ситуаций и гибели урожая выплаты будут покрывать не только траты на семена и ГСМ, но и недополученную прибыль (в зависимости от условий. – Прим. автора). Но в России застрахованная с господдержкой посевная площадь, по данным Национального союза агростраховщиков, в первом полугодии 2017-го уменьшилась более чем втрое. Это связано с тем, что в этом году нет полной ясности по условиям выделения субсидий. При этом сами фермеры винят в этом, скорее, негативный опыт и мошенничество на рынке.
– В Челябинской области аграрии практически не страхуют свои посевы. Во многом это объясняется тем, что последние годы у нас более-менее благополучны по погоде – то есть ущерб от катаклизмов минимальный. Ещё одна причина – в негативном опыте. В регионе было очень много случаев, когда хозяйства страховались, попадали под страховой случай, но не получали выплат из-за мошенничества на рынке.
К примеру, фермер из Агаповского района Зинаида Салаватуллина с 2014 года судится за страховую выплату.
– Мы несколько лет страховались в «Национальной пожарной страховой компании», – рассказывает Зинаида Салаватуллина. – Сначала была засуха, потом наводнение. Выплаты мы получали несколько раз. Но вот, когда пришло время получать выплату после очередной засухи в 2014 году, страховая компания закрылась. Пришлось ехать в Москву, доказывать всё. В Национальном союзе агростраховщиков нам отказали. Сколько документов я собирала – не сосчитать. Но суд в выплате отказал и не раз, всё время ссылаясь на мошенничество. Сейчас рассматривается кассация. Но отношение к нам, фермерам из глубинки, мягко говоря, наплевательское.
Зинаида Салаватуллина намерена дойти, если потребуется, до Верховного суда. По её словам, за страховку она заплатила 700 тысяч рублей, а выплата должна была составить восемь миллионов.
– Это просто сбор денег! – возмущается фермер. – Никогда страховаться больше не будем, потому что толку никакого – урожай пропадает, а выплат никаких. И мы такие не одни.
Президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биджов пояснил 74.ru, что, к сожалению, оснований для выплаты страховки Салаватуллиной не было.
– Отказ в страховом возмещении был правомерный, так как в данной ситуации фермером были нарушены условия страхового договора, – сообщил Корней Биджов. – По правилам страхования с господдержкой возмещение не выплачивается, если страховой случай произошёл до вступления договора в силу.
Он разъяснил, что договор начал работать 24 июня 2014 года, «атмосферная засуха» была с 11 мая по 9 июля, а «почвенная» – с 11 июня по 11 июля (по справке Челябинской ЦГМС). То есть, по сути, страховой случай уже наступил, а договор только начал работать. По словам Корнея Биджова, это как с паводком – всё уже залило, а человек пришёл страховать свой дом.
– Поэтому заявленное событие не может быть признано страховым случаем, и НСА не имеет правовых оснований для компенсационной выплаты. Кстати, отказов в выплатах очень немного – около 3% от числа заключенных договоров, – добавил он.
В НСА уверены, что агрострахование должно стать государственной задачей, и необходимы изменения в законодательстве. Между тем, по данным НСА, Челябинская область сегодня входит в антирейтинг регионов, где активно работают «агроюристы». По словам Корнея Биджова, в агростраховании суммы выплат достаточно большие, что не может не привлекать нечистых на руку людей.
– К сожалению, долгое время на агростраховом рынке существовала так называемая «схемность» или псевдострахование, которые характерны для страхования с государственной поддержкой. – говорит Корней Биджов. – В этих случаях договор заключался не для реальной защиты рисков сельхозпроизводителя, а для желания получить субсидию из бюджета и предъявить к страховщику требования по возмещению убытка при отсутствии самого страхового случая.
Фото: Валентина Брындина, Александр Сергеев