В Музейно-выставочном центре Государственного исторического музея Южного Урала на улице Труда, 100 открылась выставка «ZOOM 100: вторжение». Пять молодых челябинских художников, свободные от идеологических штампов, пытаются выразить отношение к событиям 1917 года и революции как таковой, используя различные художественные техники.
– Работы авторов объединяет то, что они воспринимают революцию как нечто чуждое, вторгшееся, начинающее ломать устои жизни. Частная жизнь здесь наивысшая ценность, – рассказывает куратор выставки Марья Аникина.
Яркий пример вторжения в частную жизнь – рабочий, не то с дубинкой, не то с флагом, стоящий за окном. Сам рисунок оформлен именно в оконную раму. Как объясняет автор работы Ольга Антипина, недавно у них в художественном училище поменяли окна. Выброшенные рамы художница решила использовать в качестве арт-объекта.
Павел Пахаруков решил показать самую страшную сторону революции – вооруженные столкновения. Работы выполнены в изысканной гончарной технике. Это стилизованное историческое боевое вооружение. Названия серий и объектов тоже вполне революционные – «По мишеням», «Ядра», «Патроны», «Ритуальные сосуды».
Художник Алиса Горелова в своей серии «В коробке» показывает, как живое существо оказывается в каркасе обстоятельств и пытается выбраться из него. В скульптуре тема сдавливающей реальности выражена в обобщённой форме, зритель не различает черт страдающего существа – оно может быть и человеком, и птицей, и свернувшейся гусеницей – очевидно только, что оно обречено.
Инсталляция Елены Левиной «Речь вождя», собранная из металлической проволоки и красной полипропиленовой нити, представляет собой жестяной «рупор», из которого распространяется паутина идей, пропаганды, лжи, идеологического морока. По задумке, инсталляция – метафора того, как обволакивает наш мир идеология, как нам внушают чужие мысли, не впуская ничего свободного, индивидуального, подчиняя чужой воле, преследующей цели, которые неясны, возможно, вредны или бесполезны. Голос извне врывается в частную жизнь и меняет её. Именно поэтому части «красной паутины» располагаются по всему выставочному пространству.
В своих коллажах, составленных из других работ, Ольга Антипина пытается показать проблемы нашего времени.
– Медведь – тотемное животное нашей страны. Он подслеповат на один глаз и не чувствует, как из-под его носа уезжает его богатство, – объясняет автор.
Ещё одна работа – «Рыба культуры и рыба потребления» – показывает необходимость уделения внимания развитию творчества.
– Товары приходят на рынок, и люди будут их покупать. Для этого достаточно ассортимента. Рыба культуры требует определённого внимания: за ней надо не то чтобы ухаживать, но и создавать среду обитания – над этим должны работать власти. А у нас культура нередко строится на чистом энтузиазме, – говорит Ольга Антипина. – Рыба культуры скована и немного болеет. А ведь она могла бы ещё больше сильнее масштабней – для нашего города масштаб важен.
Ольга Гражданкина – вдохновитель проекта, основатель мастерской печатной графики «Печка». Её триптих, выполненный в технике бумагографии, посвящён «богам и героям» революции. Это Мать, Мыслитель и Павший воин. Фигурам тесно в листе, они сжаты в комок, точно на них со всех сторон давит груз ответственности за будущее других людей.
Выставка будет работать до 23 октября.
Фото: Олег Каргаполов