На южноуральском предприятии по производству мяса птицы «Утиные фермы» началась первая стадия банкротства — процедура наблюдения. Такое решение принял 6 октября Арбитражный суд Челябинской области. Компанию не спасла даже информация о подписании контракта на поставку в Китай продукции на 615 миллионов рублей. Подробности — в материале 74.ru.
Стартап на заёмные средства
Напомним, предприниматель Сергей Костенко с группой единомышленников в 2014 году организовал с нуля компанию «Утиные фермы». Проект строился на заёмные средства «Россельхозбанка» — 677 миллионов рублей под 19,72% годовых. Подкосил бизнес кризис: когда предприятие построили на 80%, резко упал потребительский спрос. До запуска проекта на полную мощность не хватило около 180 миллионов рублей. Часть средств оказалась замороженной в недострое. Вскоре строители и поставщики один за другим начали обращаться в суд.
Компания «Амоэнерго», которой «Утиные фермы» задолжали 28 миллионов рублей, подала иск о банкротстве. К ней подключились ООО «Каскад», АО «Газпром распределение Челябинск», предприниматель Виктор Сидорик и главный кредитор компании — АО «Российский сельскохозяйственный банк».
Южноуральские утки полетят в Китай
За 2,5 недели с предыдущего заседания суда компания «Утиные фермы» успела заключить крупный зарубежный контракт.
— Мы договорились с китайской стороной о поставках нашей продукции в 2018 году на общую сумму до $10,7 миллиона, — рассказал адвокат компании «Утиные фермы» Алексей Калюжный. — Это будет несколько контейнерных поставок примерно по 20 тонн.
Ещё компания договорилась с оптовиками о поэтапном увеличении закупочных цен, так что к Новому году утиное мясо в магазинах подорожает.
— Спрос у населения налаживается, потребление растёт, цена, соответственно, тоже, — рассказал Калюжный. — Мы договорились с главными оптовыми покупателями о поэтапном росте отпускных цен до стоимости конца 2015 года. Всего до конца года мы готовы поставить на прилавки около 600 тонн мяса утки. Это позволит сократить издержки предприятия.
Но договориться с банком не успели
19 сентября в суде представитель «Россельхозбанка» Анастасия Бабина заявила:
— С учётом того, что произойдёт у должника к моменту следующего заседания, стратегия банка может измениться.
После этого суд предложил «Россельхозбанку» на следующем заседании высказаться однозначно: не передумал ли он банкротить утиное производство. Банк не передумал.
— 18 июля 2017 года «Россельхозбанк» принял решение вступить в дело о банкротстве, — говорится в письменном решении банка, озвученном сегодня на заседании суда. — Задолженность предприятия не погашена. Позиция банка по заявлению о признании должника банкротом в рамках дела о банкротстве ООО «Утиные фермы» не изменилась.
— Эта бумага говорит о том, что до челябинского филиала «Россельхозбанка» просто не довели информацию из Москвы, — считает Алексей Калюжный. — Банк не успел сделать это за две с половиной недели с предыдущего заседания. Думаю, если бы специалисты банка разобрались в ситуации, согласились бы на реструктуризацию долга. Ведь банку, на наш взгляд, не выгодно уходить в процедуру банкротства. Ведь в таком случае ему придётся резервировать на счетах весь наш долг — порядка 700 миллионов рублей — вместо того, чтобы получать деньги в рамках оздоровления нашего предприятия.
Дела «Утиных ферм» обсудят в суде в феврале
Выслушав мнения сторон, судья Арбитражного суда Челябинской области Владислав Воронов решил больше не откладывать рассмотрение дела.
— Ввести в отношении ООО «Утиные фермы» в деле о банкротстве процедуру наблюдения, — зачитал решение Воронов. — Утвердить временным управляющим члена ассоциации саморегулируемой организации арбитражных управляющих Южного Урала Анатолия Брежестовского. Судебное заседание по результатам процедуры наблюдения назначить на 1 февраля 2018 года.
К этому времени арбитражному управляющему предстоит провести анализ финансового состояния должника. Требования «Амоэнерго» в 28 миллионов рублей — инициировавшего процедуру банкротства компании — включены в третью очередь требований кредиторов. Обжаловать решение арбитражного суда «Утиные фермы» могут в течение 10 дней.
«Будем договариваться на рассрочку и отсрочку»
Воспользоваться ли этим правом, производитель мяса птицы ещё не решил.
— Наша позиция не меняется: продолжим договариваться с кредиторами о рассрочках и отсрочках платежей, — прокомментировал Алексей Калюжный. — Будем стремиться сохранить производство в том виде, который есть — основные средства предприятия и персонал, который на сегодня уже сокращён до минимума. И будем продолжать дальше развивать этот стартап.
Предсказуемый итог займа по «зверской» ставке
В компании, инициировавшей иск о банкротстве «Утиных ферм» уверены, что результат предсказуем.
— Любимо слово у должника — стартап. Этот проект запустили по зверской ставке банка, не имея при этом оборотных средств и ничего за плечами, — комментирует юрист компании «Амоэнерго» Олеся Банторина. — Уже тогда экономисты, финансисты и юристы могли бы предугадать, что деньги однажды придётся отдавать. Но с 2014 года компания не предпринимала никаких мер, в геометрической прогрессии накапливая долги.
Компания «Амоэнерго» выполнила работы по заказу «Утиных ферм» на 28 миллионов рублей ещё в 2014 году.
— С того времени добровольно «Утиные фермы» не заплатили нам ни копейки, — продолжает Олеся Банторина. — Единственное, удалось взыскать с помощью судебных приставов по судебному решению около 500 тысяч рублей. Мы готовы были урегулировать спор мирным путём, достаточно было авансового платежа. На деле же компания нас только завтраками кормила.
Фото: Михаил Кузьмин