С первыми заморозками, как правило, возникают мысли: сдюжит ли аккумулятор ещё одну зиму? Мы разобрались, что убивает батарею, когда её надо менять и как правильно выбрать новую.
Каков ресурс аккумуляторов, и почему они выходят из строя?
Для нового автомобиля вполне нормальным считается срок службы родной батареи на уровне 5-7 лет, но есть и тонкости. Все батареи не любят глубокого разряда, точнее, длительного нахождения в разряженном состоянии. В результате начинается сульфатация электродов, и аккумулятор теряет свои свойства.
— Удивительно, но очень часто люди «убивают» батарею летом, — объясняет заместитель гендиректора компании «Цефей» Владимир Япринцев. — Например, приехали на озеро, включили музыку, фары, батарея подсела, но этого не чувствуется, потому что машина заводится с полоборота. Мы заметили: чем жарче летом, тем больше спрос на новые батареи после первых холодов. Напротив, в советские времена наши отцы использовали батареи по 12 лет, потому что в каждом гараже стояло зарядное устройство.
Чем чаще и чем сильнее аккумулятор находится в разряженном состоянии, тем меньше его ресурс.
Вторая проблема – чрезмерное напряжение зарядки вследствие неисправной бортовой электрики. При напряжениях выше 14,8 В начинается быстрое выкипание электролита, причем для некоторых типов аккумулятора (например, малосурьмянистых) эффект выражен сильнее. Разумеется, убить аккумулятор могут неисправные стартер или генератор и прочие элементы электрооборудования. Если исключить описанные выше проблемы, как правило, аккумуляторы служат много лет, и их свойства снижаются постепенно.
Заряжается ли аккумулятор на машине?
Конечно, генератор заряжает батарею, однако для полного восстановления после сильного разряда требуется нечто большее. Есть два способа зарядить батарею: постоянным напряжением (как в автомобиле) и постоянным током (от внешнего стационарного устройства). Второй способ позволяет пополнить запас энергии на 100%, но требует времени и контроля: для грамотной зарядки, как правило, приходится оставлять аккумулятор в сервисе на сутки. Хорошая фирма предложит вам подменный за небольшую сумму, чтобы вы не остались без колёс.
В целом правило такое: если в силу каких-то причин вы серьёзно разрядили батарею, для продления срока её службы желательно в ближайшее время полностью её зарядить устройством постоянного тока.
Как проверить аккумулятор?
Симптомы умирающей батареи известны. Обычно это вялая работа стартера, притухающие приборы, низкое напряжение. Однако не нужно путать два явления: недозаряженную батарею и батарею, близкую к своей кончине.
Например, часто рекомендации заменить аккумулятор выдают дилеры для сравнительно новых машин, прилагая распечатку со специального тестера. Но показания тестера не всегда правильно интерпретируются: если батарея разряжена, прибор может выдать негативное заключение, когда достаточно зарядить.
Для детальной проверки существует более точные тестеры, которые проверяют батарею под нагрузкой.
Для полноты картины желательно изучить электролит. Специальным пробником его поднимают со дна секции и оценивают цвет: если началось разрушение электродов, жидкость приобретёт бурые и темные оттенки. Кроме того, измеряют плотность — один из наиболее значимых параметров электролита. Зачастую батарею не нужно выбрасывать: достаточно долить дистиллированной воды и зарядить её полностью. Серная кислота, напомним, в процессе работы не выкипает.
Что такое необслуживаемые аккумуляторы?
Большая часть современных батарей относится к малообслуживаемым и необслуживаемым. Определить тип можно по буквенному обозначению в индексе: N — с большим расходом воды, L — с малым, VL — очень малым, VRLA — с очень малым и регулирующим клапаном.
Например, популярные батареи с индексом VL при нормальной эксплуатации на исправной машине не должны требовать долива воды в течение срока службы. В случае форс-мажоров, например, зарядкой слишком высоким напряжением, выкипание воды может ускориться, что потребует её пополнения. Многие батареи, даже с индексом VL, имеют пробки для контроля электролита, что на самом деле удобно.
Но есть отдельные модели и целые типы аккумуляторов (например, GEL или AGM), в которых пробок нет, поэтому за их состоянием нужно следить более тщательно — восстановить их работоспособность за счет пополнения или замены электролита уже не удастся.
Являются ли аккумуляторы взаимозаменяемыми?
К сожалению, стартерные батареи — это почти индпошив: габариты, способ крепления, расположение и форма клемм должны соответствовать вашему автомобилю. Для каждой конкретной модели есть ассортимент подходящих аккумуляторов, но взять любой не получится.
Какие типы батарей бывают?
Все автомобильные батареи являются свинцово-кислотными: электроды выполнены из свинцового сплава, электролитом является раствор серной кислоты.
Чтобы уменьшить расход воды и сделать батарею мало- или необслуживаемой, используются электроды из сплава свинца и кальция. Если «кальциевый» электрод один, батарею часто называют гибридной или обозначают Ca+. Второй электрод в этом случае имеет добавление сурьмы. Это хороший и недорогой вариант для владельца, которой немного понимает в технике и готов периодически проверять состояние батареи.
Чисто кальциевые батареи имеют ещё меньший расход воды, низкий саморазряд, но чувствительны к исправности электрооборудования машины и не любят глубоких разрядов.
В аккумуляторах типа EFB используются рафинированные компоненты, что обеспечивает высокие показатели, но они требуют исправности автомобиля.
Аккумуляторы по технологии GEL или AGM имеют электролит не в жидком состоянии, а в «промежуточном»: в первом случае он загущен до геля, во втором впитан в стекловолоконную губку. Обычно они дороги, но обеспечивают хорошие показатели, длительный ресурс и необслуживаемость.
Как выбрать аккумулятор по цене?
Для каждого автомобиля предлагается целый ассортимент аккумуляторов, цена которых отличается в разы. Очень дешёвые батареи (дешевле 3000 рублей, если рассматривать емкость 55 А*ч) хоть и имеют порой заманчивые характеристики, редко поддерживают их длительное время. Такие батареи если и берут, то перед продажей машины.
Дорогие аккумуляторы по технологиям GEL и AGM чаще используют в недешевых иномарках, особенно с системами «Старт-Стоп», которые повышают требования к ресурсу батареи и её параметрам. Можно разориться и установить такой аккумулятор на среднеценовой автомобиль, другое дело, особенной необходимости в этом нет. Например, если автомобиль не заводится в силу неисправности электрообрудования или топливной системы, установка дорогого аккумулятора лишь замаскирует проблему, а в итоге, скорее всего, аккумулятор быстро потеряет свойства. Если же машина исправна, обычно достаточно батареи, сопоставимой по параметрам с родной.
Разумная цена аккумулятора емкостью 55-60 А*ч для среднестатистической иномарки составляет 3500-6000 рублей.
Нужна ли повышенная ёмкость батареи?
Ёмкость батарей измеряется в ампер-часах и показывает запас энергии, который батарея способна хранить. Для среднестатистических автомобилей этот параметр, как правило, находится в диапазоне 50-80 А*ч. При понижении температуры емкость падает и в тридцатиградусные морозы может составлять лишь половину от номинальной.
При подборе батареи емкость не обязательно выдерживать строго, и зачастую есть соблазн установить аккумулятор большей ёмкости. Стоит ли? Противопоказаний к этому нет, однако более емкая батарея не облегчит запуск, если проблема, например, в плохих свечах или загрязненных форсунках. Да, аккумулятор позволит сделать больше число попыток пуска, но для батареи экстремально долгие запуски не полезны.
— Выбрать батарею большей емкости можно ради другого, — считает Владимир Япринцев. — При прочих равных у неё больше пусковые токи, а они очень сильно влияют на холодный старт двигателя.
Почему важен пусковой ток?
Если ёмкость батареи — это запас энергии, то пусковой ток отражает способность аккумулятора эту энергию отдавать, причём именно в мороз.
Стандартов измерения пускового тока несколько: наиболее популярным у продаваемых в России батарей является EN (ему соответствует ГОСТ Р 53165-2008). У стандарта DIN условия тестирования жёстче, поэтому значение пускового тока ниже. Есть ещё американский стандарт SAE/CCA, где условия самые мягкие, поэтому и значения пускового тока выше. При сравнении двух батарей убедитесь, что их пусковые токи оценивались в рамках одного стандарта.
— Выбрать батарею с большим пусковым током, в принципе, разумно для тех, кто часто запускает автомобиль в сильный мороз, — объясняет Владимир Япринцев. — Если говорить обывательским языком, стартер будет бодрее крутить мотор, пуск произойдет раньше, расход энергии аккумулятором снизится, меньше будут риски разрядить его.
Но и переплачивать за дорогущую батарею с колоссальными пусковыми токами необходимости нет: в конце концов качество пуска зависит от дюжины параметров (состояния двигателя, масла, режима езды и т. д.), и важнее, чтобы они были сбаланисированы.
Нужно ли смотреть дату выпуска батареи?
Да, это не повредит. Хранение батареи перед продажей допустимо до одного года, но при условии, что специалисты розничного центра поддерживают её заряд. В целом лучше покупать свежий аккумулятор, выпущенный в этом сезоне.
Вредят ли батарее затяжные пуски?
Да, глубокие разряды из-за трудных пусков не полезны для аккумулятора и по уму требуют его последующей подзарядки от внешнего устройства постоянного тока.
В сильные холода специалисты не рекомендуют крутить стартер дольше 10 секунд без перерыва.
— Дело ведь не только в батарее, — говорит Владимир Япринцев. — Например, подшипник стартера — это, как правило, медная втулка, которая попросту может перегреться и износиться из-за попыток слишком долго крутить стартер. Очень многие люди приходят за новым аккумулятором потому, что в какой-то момент сдался стартер, высадил батарею и вывел её из строя. Поэтому правило такое: крутим 10 секунд, даём минуту на отдых. Потом снова. Если не запускается с третьей-четвёртой попытки, а температура не экстремальная, нужно искать причину.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Артём Краснов