Российские школьники заняли первое место в международном исследовании качества образования в начальной школе PIRLS. Они показали высокий результат по чтению. В тестировании принимали участие ученики из 42 регионов страны, в том числе 135 школьников из Челябинской области.
В международном исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) участвовали 50 стран мира. Россию представляли 4577 выпускников начальной школы.
— Среди четвёртых классов в Челябинской области в выборку попали шесть средних общеобразовательных школ из Увельского и Саткинского районов, Златоуста, Озёрска, Челябинска. Всего в исследовании приняли участие 135 обучающихся из образовательных организаций Челябинской области, — сообщили в министерстве образования региона.
Последний цикл исследования проходил в прошлом году, но окончательные результаты организаторы озвучили только сейчас. По их данным, Россия набрала 581 балл по международной шкале и заняла первое место. До этого наша страна становилась лидером в 2006 году, но затем уступила пальму первенства Гонконгу. Как отметили в Рособрнадзоре, с 2011 по 2016 годы российские учащиеся повысили результат на 13 баллов. При этом 70% выпускников начальной школы в России показали высокий уровень читательской грамотности.
— Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения и делают это одинаково успешно, — прокомментировала результаты PIRLS министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
Исследование PIRLS включает в себя художественные и информационные тексты и задания к ним, анкеты для администрации школ, учителей, учеников и родителей. На основе ответов собирается контекстная информация о домашнем, школьном и классном окружении, в котором ребёнок учится читать.
Данные предыдущих волн PIRLS показали, что в последние годы выросла доля родителей, которые совсем не любят читать, и снизилась доля тех, кто читать любит. В этот раз высокий результат челябинские учителя связывают с тем, что всё больше первоклассников умеют хорошо читать ещё до поступления в школу.
Высокие результаты, сравнимые с российскими, продемонстрировали школьники из Сингапура. Они получили 576 баллов и заняли второе место. В лидеры также выбились Гонконг (569 баллов), Ирландия (567 баллов), Финляндия (566 баллов), Польша и Северная Ирландия (по 565 баллов), Норвегия, Тайвань и Англия (по 559 баллов).
— Россия вошла в число четырех стран, которые улучшили свой результат более чем на 40 баллов за последние 15 лет. Четверть российских учащихся достигли наивысшего показателя в чтении. Также Россия находится среди шести стран, где почти все учащиеся преодолели минимальный порог, — заявил исполнительный директор IEA Дирк Хастед.
Следующее исследование PIRLS состоится в 2021 году.
На Южном Урале помимо международных исследований проводятся собственные срезы. Данные работ 2016 года опубликовал учебно-методический центр комитета по делам образования Челябинска. В них говорится, что у четвероклассников на высоком уровне сформированы умения на основании жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, делить тексты на смысловые части, понимать информацию, представленную в таблице, схеме. Но выявились и проблемы — на низком уровне сформированы умения устанавливать простые связи, не показательные в тексте; напрямую сравнивать между собой объекты.
Добавим, что российские школьники участвовали также в международных исследованиях PISA и TIMSS и национальном исследовании качества образования НИКО. Последнее в этом году показало, что пятиклассники знают английский язык на тройку с плюсом, а восьмиклассники — на тройку с минусом.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.