22 декабря в селе Кременкуль Сосновского района прошли публичные слушания по проекту дороги, которую хотят проложить под Челябинском через СНТ «Петушок» или «Вишнёвый». В зале дома культуры собрались полтысячи человек, обстановка была накалена до предела. Дачники кричали, чиновники и проектировщик гнули свою линию, а житель «Вишнёвой горки» едва не подрался с садоводом за микрофон. Однако закончилось всё в общем-то единодушным голосованием против проекта магистрали через садовые товарищества. Подробности из эпицентра эмоций — в репортаже 74.ru.
Садоводы начали съезжаться в дом культуры села Кременкуль за час до начала публичных слушаний. Однако встретившие их сотрудники ДК сообщили, что ничего не знают о проекте дороги, а в актовом зале сейчас будет проходить генеральная репетиция новогоднего спектакля. На место срочно прибыла директор дома культуры Галина Зыкова.
— Я ничего не знаю об этих публичных слушаниях, нас никто не предупреждал и документов никаких не предоставляли, — подтвердила руководитель.
Репетицию с наряженными детьми спешно перенесли в другое помещение, а садоводы стали рассаживаться в зале. Мест всем не хватило. По приблизительным подсчётам, на публичные слушания съехались порядка 500 человек. Такое количество машин главная площадь Кременкуля вряд ли когда-либо принимала. Путём поднятия рук на слушаниях выяснили, что загородные микрорайоны, для которых, по заявлениям властей, и будет строиться дорога, представляют лишь семь-восемь человек — из «Вишнёвой горки» и «Белого хутора». Двое из них — глава компании-застройщика «Вишнёвой горки» Андрей Аликин и его сотрудница.
Администрацию Сосновского района — заказчика проектирования и строительства дороги — представляли первый заместитель главы Игорь Азархин и начальник управления архитектуры и строительства Ольга Антель.
Собравшихся с самого начала крайне возмутило, что к слушаниям заранее не была выставлена проектная документация. Ознакомиться с документами было невозможно.
— Проектная документация на слушания — ватманы, листы — сдаются заранее, за 10 дней, — рассказал один из садоводов в ожидании начала слушаний. — Я знаю, о чём говорю, я защищал проект. В данном случае проектная документация должным образом не предоставлена.
Ольга Антель сообщила журналистам, что проект размещён в соседнем здании администрации Кременкуля, где её мог посмотреть любой желающий. Почему документацию заранее не подготовили к слушаниям, она объяснить не смогла. Лишь за пять минут до начала чертежи прикрепили к стенду на сцене, из зала их прочитать было невозможно. Это вызвало бурное негодование людей, которые назвали провокацией полное отсутствие подготовки.
— В зале висит широкоформатный проектор. Почему вы не подключили его? Вы издеваетесь? Вы считаете, что все из зала видят, что вы там повесили? — возмутился дачник из СНТ «Вишнёвый» Владимир Горбачёв. Он с самого начала завладел микрофоном, что в дальнейшем позволило садоводам отвечать выступающим чиновникам.
Собрание открыл Игорь Азархин, который зачитал нормы федерального законодательства, обязывающего проводить публичные слушания. Заместителя главы прервали после того, как тот озвучил, что по регламенту на вопросы отведено три минуты. Зал взорвался возмущением, люди отказались слушать чиновников, ситуация вышла из-под контроля. Потребовалось больше 15 минут, чтобы садоводы поутихли, позволив начать выступление главному инженеру проектировочной организации ООО «Инжениринг» Евгению Грязнову. Начал он с общих слов о застройке новых микрорайонов, численности населения в них — более трёх тысяч человек. Однако его начали перебивать криками из зала, заявляя, что не желают даже слушать про предложенные варианты через сады.
— Вы дома можете вести себя, как угодно, здесь я буду докладывать, а вы потом задавать вопросы, — попытался урезонить публику Грязнов. — Я знаю, о каком варианте вы все говорите — о дороге через «Залесье», «Западный-2» и соединение с улицей Набережной. Но при этом возникает ряд дорожных сложностей, которые не дадут решить транспортную проблему посёлка Западный.
Грязнов объяснил, что расширение улицы Набережной существенно не увеличит пропускную способность той дороги, тогда как трасса Северный — Шершни (проходит между СНТ «Петушок» и «Мичуринец») имеет ёмкость в 30 тысяч машин. Именно в неё, по мнению проектировщиков, должна влиться дорога через сады. По словам Грязнова, ещё один возможный вариант дороги — за высоковольтной линией, расположенной за границей СНТ «Вишнёвый», — не рассматривается из-за большой стоимости.
— Согласно Земельному кодексу, изъятие земель для муниципальных нужд возможно только в исключительных случаях, когда нет других вариантов. Сейчас мы услышали, что вариант есть, но дорогой. Тогда стройте дорого, а не по головам, — заявил один из дачников.
Другой садовод внёс конкретику, потребовав отразить её в протоколе. Мужчина изложил путь дороги, который не затронет права садоводов и будет транспортной альтернативой для жителей загородных микрорайонов.
— От «Вишнёвой горки» вдоль высоковольтки до кардиоцентра с выходом на проспект Победы, — указал он.
Такой вариант активно поддержали трое жителей микрорайона «Вишнёвая горка». Одна из девушек даже помадой написала на листке: «Мы против дороги через СНТ. Вишневая горка за ЛЭП» и подняла над садоводами, чтобы все поняли их позицию.
— Считаю, что нужно строить дорогу за ЛЭП, — поддержал бывший председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов. — Затраты на неё не такие великие по сравнению с тем, что мы допускаем социальный взрыв. Иначе это будет история конфликта населения и властей.
Игорь Азархин попросил садовода предоставить предложение о дороге за ЛЭП в письменном виде для внесения в протокол публичных слушаний.
Участники слушаний были очень эмоциональны. Люди рассказывали, как 30 лет ухаживали за своими участками, как своими силами и средствами создавали общую инфраструктуру СНТ — проводили воду, электричество, газ. Пожилые люди пытались донести, что у них нет сил и денег начинать всё с нуля. Среди дачников также оказалось много молодых активных челябинцев, которые говорили о том, что вывозят детей из города на свежий воздух и будут бороться за свою собственность.
— У нас трое детей. Мы купили этот участок четыре года назад. И мы со своими детьми вывозили мусор, всё делали своими руками. И вокруг у соседей то же самое. А вы так легко относитесь к этому. Это что, федеральная дорога? — решительно выступила Наталья Потапова, участок которой попадает под снос по основному проекту дороги. — Кроме Земельного кодекса, существует Конституция, статья 35-я: никто не имеет права лишить меня собственности, если это не федерального масштаба строительство. Только в американских фильмах мы видим, как выходят с ружьём — уходи с моей собственности? Я выведу своих троих детей и буду стоять возле своего дома!
Единственным, кто выступил за проект, был молодой человек, представившийся жителем «Вишнёвой горки» Евгением Иваковым. Когда он попытался взять микрофон, садоводы закричали, что он «самозванец, которому заплатили». Парень был настойчив в своём желании взять слово, с одним из дачников они едва не подрались, вырывая друг у друга микрофон.
— Наш район уже построен, это факт. Вам же предлагают компенсацию, вас же не просто так закапывают там бульдозерами, — высказался Евгений Иваков, когда ему всё-таки передали микрофон. — А что делать нам, жителям? Там живёт более 10 тысяч человек. Да подождите, что вы орёте. Это не слушания! Вопрос в том, что дорога нужна, в объезд никто ездить не будет, круги наматывать. Это вам деньги заплатили!
Закончить Ивакову не дали. Из-за непрекращающихся криков из зала он был вынужден прекратить свою речь.
Публичные слушания традиционно завершились общим голосованием. Практически весь зал дружно поднял руки против представленного проекта дороги. Правда, провели голосование не чиновники, а один из садоводов. Впрочем, представителей администрации Сосновского района это вполне устроило, и на этом они закончили мероприятие.
Только вот результаты голосования нигде не были зафиксированы. Копию протокола чиновники предоставить отказались. Собственно, его никто и не вёл во время слушаний. Дачники спросили, кто и как фиксировал результаты голосования, но не получили ответа. Игорь Азархин лишь сообщил, что в течение 10 дней каждый может внести свои предложения и дополнения, после чего будет выдана копия протокола слушаний.
Напомним, по итогам проектирования фирма-подрядчик подготовила пять вариантов прохождения автодороги от загородных микрорайонов «Залесье», «Вишнёвая горка», «Западный», «Белый хутор» к трассе Шершни — Северный, ведущей в Челябинск (к Шершнёвской плотине). Все они идут через участки СНТ «Петушок» и «Вишнёвый» или захватывают оба. Вариант, который проектанты рекомендовали к строительству, проходит по центральной части «Петушка», разделяя его на две половины. В этом случае под изъятие попадают около 39 дачных участков, на которых под снос пойдут 23 дома. И еще сотня садоводов останется по соседству с четырёхполосной автомагистралью.
Как ранее рассказывал 74.ru, скандал вокруг планирующейся автодороги разгорелся в августе, когда в СНТ «Петушок» садоводы заметили замерщиков и узнали, что трасса может пройти через их дачи. Как выяснилось, дорогу хотят пустить прямо по участкам, и аукцион на проведение проектно-изыскательских работ уже объявили. В СНТ прошло экстренное собрание владельцев участков, на котором против проекта высказались несколько сотен человек.
7 сентября после волны негодования собственников садов в СНТ «Петушок» чиновники организовали специальную пресс-конференцию. Глава Сосновского района Евгений Ваганов обозначил необходимость строительства транспортной автомагистрали к загородным микрорайонам «Западный», «Залесье», «Вишнёвая горка», «Женева», «Белый хутор», «Просторы», но тогда подчеркнул, что дачники раньше времени начали панику, поскольку проекта ещё нет. Галина Котова заявила о лукавстве властей и продемонстрировала справку о составлении планируемого бюджета строительства дороги с прохождением через сады.
Для изучения общественного мнения миндортранс запустил опрос населения, сформулировав вопрос так: «Считаете ли вы, что необходимо строительство автомобильной дороги от районов новой жилой застройки («Женева», «Белый хутор», «Вишнёвая горка», «Залесье») до автомобильной дороги Шершни — Северный (ведущей к центру Челябинска)». На сайте ведомства за две недели проголосовал 3991 человек. Из них 71% (2868) высказались за; 25,9% (1034) — против; 2,2% затруднились ответить.
По результатам проверки прокурор области Александр Кондратьев поставил вопрос перед губернатором Борисом Дубровским о необходимости рассмотреть другие варианты прохождения трассы. Глава надзорного ведомства указал на необходимость соблюдения прав всех сторон и на то, что снос садовых участков приведёт к крайне негативным последствиям для людей. Кондратьев отметил, что необходимо искать другой путь решения транспортной проблемы жителей загородных микрорайонов, которым трудно добираться до Челябинска.
В середине декабря губернатор Борис Дубровский озвучил свою позицию, указав на то, что основная задача — «улучшить транспортную доступность новых микрорайонов и минимизировать, а то и вовсе исключить ущерб для других объектов». Глава региона поручил собрать градостроительный совет по развитию этой территории.