Новая героиня рубрики «Бизнес в декрете» — мама двоих детей из Челябинска. В прошлом дизайнер интерьера, сейчас востребованный мастер по пошиву комфортеров (специальных игрушек для сна. — Прим. ред.). За полтора года челябинка изготовила и продала более 400 так называемых зайцев-сплюшек. Ольга рассказала 74.ru, как превратить хобби в прибыльное дело и покорить рынки десятка городов.
Игрушка с сердцем внутри
Наша героиня работала менеджером. Продавала встроенную мебель и межкомнатные двери.
— Там был интересный коллектив, но себя я на этой работе не видела. Всегда хотелось больше творчества, — признаётся Ольга. — Когда была в первом декрете, шила и вязала одежду дочери, потому что у неё были нестандартные размеры. Выкладывала фото работ в интернете и брала заказы. На вязание уходило много времени и сил. И я понимала, что денег мне это не принесёт, либо нужно работать круглосуточно, без сна.
Поэтому во втором декрете молодая мама решила сделать упор на шитье. Ей казалось, что оно менее затратно по времени. Только оставался вопрос — что шить.
— Мне кажется, что я всегда умела шить и вязать, никто мне не прививал к этому любовь. Помню, как бабушка учила вязать коврик из полосок трикотажа (всё еще хранится в деревенском доме), а мама иногда вязала носки, — рассказывает она.
Ольга зарегистрировалась на форуме для мам и там же получила первый заказ.
— Девушка скинула мне фото мягкого зайца из интернета, попросила сделать такого же. Я исполнила, выложила работу, — вспоминает молодая мама. — После этого пошли второй-третий заказы. Рекламу нигде не давала, узнали обо мне по сарафанному радио. Как разошлись первые 50 зайчиков, я даже не заметила. Они менялись с катастрофической скоростью — по тканям, по мордочкам.
Такие игрушки для сна практически не имеют наполнителя, поэтому они не мешают при засыпании. Делают их из флиса и хлопка, которые используют для пошива детских комплектов и комбинезонов. У каждого зайчика Ольги есть небольшое сердце из фетра. Эту идею ей подсказала известная кукольница Елена Войнатовская.
— Ещё в первом декрете я выиграла в лотерею набор кукольника. Пришла за ним к Елене, и тогда она мне сказала, что игрушку нельзя отдавать без сердца. Мне сначала было так смешно. Думаю, вроде взрослый человек, а сердечки куклам вкладывает. А когда сама стала шить, начала сердечки из фетра делать, — улыбается наша героиня. — Но мало кто об этом знает.
Продажи от Дальнего Востока до Франции
— Сначала я продавала зайцев только на форуме, а потом его участницы стали спрашивать, почему я не бываю на маркетах. Почему-то многие хотели меня там видеть, — смеётся Ольга. — Мне было страшно выйти на эту площадку, но решила попробовать. Сходила, сразу же продала несколько игрушек, и после маркета был всплеск заказов. Меня всё это так воодушевило. Мы записались на второе-третье-десятое мероприятие. Уже 50 раз приняли в них участие. Были не только в Челябинске, но и Екатеринбурге, на днях из Тюмени вернулись. В ближайшее время поедем в Нижний Новгород, Казань.
Прибыль от продажи игрушек Ольга начала получать только через несколько месяцев.
— Сначала это было делом, которое не приносит деньги, а уносит, — говорит она. — Много средств уходило на эксперименты с материалами, выкройкой. И само участие в маркетах требует затрат. Каждый раз от трёх до восьми тысяч рублей. Это давно уже не посиделки рукодельниц. А зарабатываю я только полгода как.
Если в первые месяцы покупали одного-двух зайцев, то потом объёмы стали расти в геометрической прогрессии. На сегодня Ольга продала уже более 400 штук. В одном только Красноярске 20 игрушек. Были отправки в Москву, Санкт-Петербург, на Дальний Восток, в Краснодар, Сочи, Италию, Францию.
— Основную массу продаю на маркетах. Сначала вела табличку, записывала, в какой город уехал заяц, к кому. А потом перестала заполнять, потому что времени не хватает, — рассказывает рукодельница.
Семейный бизнес
Супруг Ольги относился к её увлечению несерьёзно. Бывал недоволен её разъездами по ярмаркам, но помогал с чемоданами и стеллажами.
— Думал, что у меня декретное обострение, и это пройдёт. А потом и сам втянулся, — говорит предпринимательница. — Как-то у меня был большой заказ с зайцем и грызунком. А форма птички для грызунка, которую попросили, закончилась. Я пожаловалась мужу, что из-за этого отправка заказа тормозится. И он предложил самим делать такие деревянные формы. Купили инструмент, и сейчас он их выпиливает. Сын подрос, уже наперегонки с сестрой-школьницей обрабатывает заготовки льняным маслом. Все вместе мы рисуем новые формы. И главные критики и вдохновители — это, конечно же, дети. Подготовка к маркетам затрагивает всех, исключая только кошек, наверное. Я, муж и оба ребенка — все чем-то заняты.
Сейчас семья планирует производство перевезти в мастерскую, которую сняли в соседнем доме.
— Мы живём в обычной «двушке», в которой материалов для творчества становится с каждым днём всё больше. Какую дверь ни откроешь — отовсюду заячьи уши торчат, — смеётся Ольга.
Героиня всерьёз рассматривает возможность превратить хобби в работу со стабильным доходом.
— Предприятие, на котором я работала, разорилось. Выходить и снова обивать пороги новых директоров на собеседовании мне не хочется, — говорит она. — Мы живём в самом густонаселенном районе, и садик раньше трёх лет нам вряд ли дадут. У меня есть ещё год, чтобы развить бизнес. Если смотреть на перспективу, то только на зайцах вряд ли можно много заработать. В ближайшее время планируется расширить ассортимент комплектами постельного белья и подушками для малышей, а также пледами ручной работы — вязаными и сшитыми из нежных тканей, тем более что спрос на них есть. Я их уже делаю в индивидуальном порядке на заказ. Это тот вид работ, который я могла бы отдать в работу наёмному сотруднику, а вот оформление мордашек своих игрушек — никому. Это моя визитная карточка. Очень многие говорят, что именно по ним узнают мои работы.