74.ru продолжает проект об иностранцах, которые живут на Южном Урале. Наш следующий герой — преподаватель Института экономики, отраслей бизнеса и администрирования (ИЭОБиА) ЧелГУ, итальянец Антонио Кампа. Чем удивили российские квартиры, почему русский язык необходимо учить вдали от двух столиц и почему в Челябинске хочется остаться навсегда — читайте в нашем материале.
«Челябинск — это настоящая Россия»
У себя на родине Антонио окончил университет по специальности «экономика фирмы» и планировал работать по профессии. Знание русского языка ему было необходимо для работы, поскольку в Европе русский язык третий по популярности после английского и немецкого. Кроме того, его очень интересовала Россия, но все, что он слышал о нашей стране из новостей, считать правдой нельзя.
Чтобы понять русскую душу, Антонио приехал учиться в ЧелГУ.
— Как турист вы можете приехать в Италию на две недели, посетить Рим, Венецию, Флоренцию — это красиво. Но если хотите учить язык, нужно ехать туда, где настоящая Италия. Также и здесь: Москва и Санкт-Петербург многонациональные и дорогие города. Челябинск — это настоящая Россия, — объяснил итальянец.
Он приехал в Россию, зная только итальянский и английский. Первое время закупался только в супермаркетах: взял всё необходимое, расплатился картой и ушел. Когда всё же приходилось попросить помощи, сотрудники магазинов чаще всего относились с пониманием, но иногда были не совсем дружелюбны и делали вид, что им мешают работать. Зато теперь Антонио любит поболтать с продавцами в киосках.
— В общежитии вас поселили с другими иностранцами?
— Со мной жили Штефан из Австрии и Андрей из Китая... Он сам назвал себя Андреем, на самом деле его звали Чен Кай Лун. Мы общались на английском, — вспоминает Антонио. — Первое время держались вместе, но интересы у нас разные. Кроме того, я понимал, что так я не выучу русский.
В Челябинском госуниверситете Антонио посещал курсы русского языка для иностранцев. Первый год казалось, что попытки заговорить по-русски безуспешны. Параллельно он уже учился в магистратуре по экономике, и возможности поговорить с русскими студентами не было.
— Сейчас во время занятий мне надо использовать слово «собственность», и это достаточно трудно из-за большого количества согласных, идущих подряд. Были проблемы с употреблением рода. Например, говорил «хороший модель», потому что у нас modello — это мужской род.
— Студенты поправляют вас?
— Подсказывают, но никогда не было такого, чтоб смеялись надо мной, — отмечает Антонио. — Ещё они долго привыкали, что у меня нет отчества.
Изначально Антонио планировал после окончания обучения вернуться домой, но благодаря своему наставнику, доктору экономических наук Виктору Ивановичу Бархатову, очень полюбил челябинский вуз и решил остаться здесь. Профессор предложил ему преподавать.
В прошлом году Антонио прошёл конкурсный отбор на бюджетное место в аспирантуре Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования. Для жителей Италии было выделено всего три бюджетных места на вузы всей России.
Наш герой отмечает, что был приятно удивлён, что в российском вузе небольшие группы, а студенты могут общаться с педагогами в социальных сетях. У него на родине огромные аудитории по 200 с лишним человек, и преподаватель просто не может запомнить каждого.
Итальянец приехал в Челябинск в разгар кризиса 2014 года, когда курс евро в банках перевалил за 60 рублей, а потом и вовсе подскочил до 100.
— Я тогда читал только итальянскую прессу и там писали, что в России будет дефолт, как в 1998 году. Я боялся, что будут проблемы, и ходил закупаться продуктами, — вспоминал он.
Челябинск похож на Милан
— Мой отец из Милана. Когда я показал ему фотографии из Челябинска, он сказал, что Милан 30–40 лет назад был спокойным промышленным городом: такие же троллейбусы, квартиры, остановки, автобусы, машины. Даже по количеству людей он похож, — отмечает Антонио.
Наш герой приятно удивился, когда узнал, что в советское время у челябинской обувной фабрики был свой модный дом, где дизайнеры демонстрировали свои модели. В ответ, оговорившись, что не хочет ничего рекламировать, признался, что носит обувь, пошитую в нашем городе. Кстати, по его мнению, здесь не так уж и холодно, если правильно одеться.
По мнению Антонио, Челябинск — динамичный город с большим потенциалом. Одна проблема — экология. Но даже наши заводы дают рабочие места, в то время, как в его городе после туристического сезона нет работы. А не имея постоянного дохода, не все торопятся создавать семью.
— В Челябинске большая проблема с транспортом. Нет метро, а трамваев, троллейбусов или автобусов порой не дождёшься, — отмечаю я.
— А вы маршрутки не считаете? Думаете, у нас каждую минуту автобусы подъезжают? В маленьких городах они три раза в день ходят, — возразил Антонио. — Я раньше жил на ЧТЗ и по 40 минут ездил на маршрутке.
В России итальянца удивила такая привычная деталь как централизованное отопление, которое греет нас круглые сутки. У него на родине эта услуга дорогая и доступна только для госучреждений. Зимой итальянцы ходят дома в тёплой одежде и включают газовое отопление (кстати, из российского газа) лишь на несколько часов.
— По тарифам на отопление Италия — третья страна в Европе после Дании и Швеции, — рассказал он.
— Вам не нравится ваш город потому, что вы здесь живёте, каждый день едете на работу. Когда вы уезжаете в отпуск, для вас это праздник, и вы не обращаете внимание на многие вещи. Например, в Риме не вывезли мусор, и вы думаете, значит, завтра вывезут. У местных жителей это вызовет волну негодования, — добавил Антонио. — У вас в городе замечательный немецкий район на ЧМЗ, даже есть католическая церковь. А в области есть Тургояк и Зюраткуль.
Просто парень, просто девушка
В Челябинске у Антонио появилась девушка — студентка педуниверситета Катя. Когда он только привыкал к Челябинску, он искал друзей, с кем можно было бы пообщаться по-английски. Так он нашел через интернет студентку педуниверситета Катю. Для него было важно, что она не воспринимает его как иностранца, а в первую очередь видит в нём интересного человека. Вспоминает, первое время Катины подруги немного удивлялись и сразу спрашивали, не холодно ли ему в России.
Летом пара побывала в Италии. Антонио вспоминает, как угощал друзей салатом оливье. Им настолько понравилось, что несколько человек даже попросили рецепт. Говорит, если поедут зимой, обязательно сварит для близких борщ.
— Что вам обычно готовит Катя? — спрашиваю я.
— Мы можем приготовить пасту или пиццу, но также кушаем обычную русскую еду: гречку с котлетами, борщ, оливье на Новый год, — ответил Антонио.
— Говорят, приучаться есть гречку надо с детства. Взрослому человеку, который пробует её впервые, такая каша может не понравиться.
— Мне понравилась. Вообще не могу сказать, что мне что-то не понравилось из русской кухни.
На вопрос о дальнейших планах Антонио отвечает, что ему нравится жить и работать здесь. Причём «здесь» — это не просто Россия или Челябинск, а именно ЧелГУ, в Институте отраслей бизнеса и администрирования под руководством Виктора Ивановича Бархатова и с другими коллегами. Антонио подчёркивает, что очень счастлив с Катей и хотел бы остаться с ней здесь.