Город Бизнес «Южурал-АСКО» вышла на IPO и готовит второй выпуск акций: как на этом заработать

«Южурал-АСКО» вышла на IPO и готовит второй выпуск акций: как на этом заработать

Пока в активы компании инвестируют только сотрудники и клиенты, скоро стать акционером сможет любой желающий.

Аркадий Любавин, генеральный директор «Южурал-АСКО»

Cегодня в России лишь единицы брендов способны продавать сами себя. Имя страховой компании «Южурал-АСКО», пожалуй, известно каждому, кто владеет какой-либо собственностью и хочет гарантировано уберечься от рисков. А теперь на этого старейшего игрока с хорошей долей рынка с любопытством смотрят те, кто имеет собственный капитал и способен принимать взвешенные инвестиционные решения. Результаты деятельности «Южурал-АСКО» за последний год выглядят впечатляюще, особенно на фоне ухода с рынка ряда страховых компаний. Рост сборов и прибыли, территориальная экспансия, миллиардное прибавление в портфеле ликвидных активов, партнерский диалог с западными коллегами и смелый выход на биржу через IPO — всё это вывело челябинскую страховую компанию в российский топ-10 по ключевому сегменту страхового рынка — ОСАГО. Стать акционерами «Южурал-АСКО» уже пожелали 800 частных и юридических лиц. Почему вложения в страховую отрасль, вопреки стереотипам, вдохновляют инвесторов? Чего ожидать от нововведений сотрудникам и клиентам? С какими показателями закончила год компания-первопроходец? И как оценивает перспективы предприятия на биржу руководство? Рассказывает генеральный директор «Южурал-АСКО» и ее основатель Аркадий Любавин.

IPO — это первое публичное предложение акций (англ. Initial Public Offering) компании для продажи на бирже. Часто IPO называют первичным размещением ценных бумаг на валютном рынке. При этом акции компании попадают в публичную продажу, и сделки с ними могут осуществляться с участием неограниченного количества лиц. В топе крупнейших российских компаний, выходивших на IPO с начала 2000-х: «Роснефть», «ВТБ», «Русал», «Яндекс» и «Мегафон».

— Аркадий Маркович, в колонках финансистов мы то и дело читаем о том, как некая компания провела IPO, после чего ее основатели стали миллионерами. Так ли выгодна эта схема для руководителей акционерных обществ и ее первых инвесторов? Какие цели преследовали вы, принимая решение о выходе на биржу? И что предшествовало такому решению?

— Вообще проведение IPO, или первой публичной продажи акций, для страховых компаний России — пока диковинка. Мы стали вторыми, а среди региональных компаний страны — первыми представителями страхового рынка на Московской бирже. Челябинская же область до настоящего времени была представлена на этой бирже только шестью крупнейшими предприятиями металлургической и машиностроительной отраслей. Говоря о предыстории, приведу ряд ключевых финансовых показателей, характеризующих нашу деятельность. Прошедший год для «Южурал-АСКО» характеризовался высокой динамикой развития. У нас существенно вырос клиентский портфель и, соответственно, объем собираемых взносов и прибыль. Наглядной иллюстрацией станет сравнение цифр за 2016 и 2017 годы. Самые простые показатели — это собираемые взносы и произведенные выплаты. В прошлом году сборы составляли 6 миллиардов рублей, в этом году — это более 7 миллиардов рублей — мы приросли на 23%. Объем выплат, конечно, тоже вырос, но всего на 10%. Если учесть, что уровень расходов на оплату труда, материалы, аренду, связь и так далее относительно собранных взносов снизился с 32% до 27% (существенно ниже, чем по страховой отрасли в целом), то не удивительно, что интегральный финансовый результат — прибыль составила 580 миллионов — в несколько раз больше, чем в прошлом году.

— Как вам удается добиваться таких темпов развития на фоне кризисных явлений в страховой отрасли?

— Ответ на этот вопрос требует объяснений самого разного рода. Важный движущий фактор — это территориальное развитие. Я имею в виду не бездумное открытие офисов по сотням городов. Наше развитие — это очень аккуратная, грамотная экспансия. Прирост «Южурал-АСКО» дают новые рынки. Большой вклад в итоговый результат 2017 года обеспечила Свердловская область. Нам 28 лет, а мы вышли в Свердловскую область всего три года назад. По итогам 2016 года «Южурал-АСКО» — на 9-м месте по ОСАГО, по итогам первого полугодия 2017 года — на 4-м месте, а по итогам 2017 года — уже на 1-м месте. Причина прироста в применяемой нами бизнес-модели, контроле ситуации и анализе рентабельности.

— А сам по себе рынок услуг автострахования вырос?

— Рынок практически не растет, и ситуация не такая уж оптимистичная. Есть свежие данные по заключенным договорам ОСАГО: по стране это чуть больше 39 миллионов застрахованных автомобилей. Из-за разных сложностей, в частности, из-за экономического кризиса и высокой стоимости полиса, процент автомобилистов, которые ездят без страховки или с фальшивой страховкой, серьезно вырос. Одни не покупают полис, надеясь проскочить, другие платят за подделку, надеясь, что она сработает для ГИБДД, но в случае ДТП — ни от чего не спасёт. В этом смысле, южноуральская полиция проводит грамотную пропаганду, приводя сильные аргументы, которые должны заставить этих людей задуматься. За покупку заведомо подложного документа наступает уголовная ответственность. А при нынешнем законодательстве, если на вас «висит» уголовное преступление, ни вы, ни ваши дети не могут в дальнейшем занимать должности в госструктурах.

1 из 6

— Возвращаясь к теме роста и территориальной экспансии. Скажите, куда еще, кроме Свердловской области, пришла и закрепилась компания «Южурал-АСКО»?

— У нас успешно работают филиалы на юге России. Мы открыли офисы в Ростовской области и Краснодарском крае — в самых «токсичных» регионах страхования. Мы сознательно сделали выбор в пользу этих рискованных территорий, используя бизнес-модели, которые позволяют нам эффективно работать в любых условиях. Закрепиться и увеличить объем позволяют не только ОСАГО, но и новые виды страховых продуктов. Один из последних прорывных проектов — это «КАСКО с телематикой», который позволяет при аккуратной манере вождения автомобиля, фиксируемой специальным прибором, получить скидку с платежа до 30%. Новый очень актуальный продукт — добровольное медицинское страхование на базе телемедицины. Он дает возможность нашим клиентам получать лечение дистанционно, не выходя из дома, в ведущих клиниках Москвы, Санкт-Петербурга и Европы. Да, у нас сегодня 50% рынка ОСГАО по Челябинской области, поэтому все говорят только об этом нашем профиле, но это лишь часть всего, что мы делаем.
«Токсичным» страховщики называют тот или иной регион из-за высокой убыточности по выплатам компенсаций, в частности из-за активных действий мошенников и злоупотребления правом так называемых «серых автоюристов».

— Помимо роста географии и объема взносов, есть еще цифры, которые дают вам поводы для гордости?

— Важный показатель для инвесторов, с точки зрения надежности компании, это высоколиквидные активы. На конец 2016 года у «Южурал-АСКО» было 2,5 миллиарда таких активов, а на конец 2017 года — это цифра выросла до 3,7 миллиардов. То есть у нас высоколиквидные активы увеличились на треть. Что такое высоколиквидный актив в страховой отрасли? Это то, что можно легко и быстро продать. Речь идет о средствах на депозитных счетах, об акциях, облигациях первого уровня на бирже. Есть и такие показательные цифры. У нас сегодня порядка 1 миллиона 300 тысяч клиентов. Если с ними что-то случается, они звонят в круглосуточный контакт-центр. В 2017 году мы заключили 1 миллион 800 тысяч договоров, урегулировали около 80 тысяч страховых случаев.

— Вы говорите, что основная доля договоров — это автострахование?

— «Южурал-АСКО» существует с 1990 года. Мы стартовали как универсальная компания, и до сих пор себя таковой и считаем. У нас очень серьезный портфель услуг. Да, у нас львиная доля взносов приходится на автострахование — ОСАГО и КАСКО. Портфель по КАСКО — почти 15 тысяч договоров, по ОСАГО — на конец прошлого года более одного миллиона ста тысяч действующих договоров. В прошлом году у нас была доля рынка российского ОСАГО 2,1%. Мы занимали 11-е место в рейтинге страховых компаний страны, а сейчас попали в десятку. Но в нашем портфеле более 40 тысяч договоров страхования имущества, более 100 тысяч договоров страхования от несчастного случая, 290 тысяч договоров по программе «Антиклещ», по которым с учетом семейных и коллективных договоров застраховано 327 тысяч человек. Я уже неоднократно шутил по этому поводу, что в регионе нет столько клещей, сколько зарегистрировано договоров. У нас страхуются грузы, развивается медицинское страхование. Мы — многопрофильная компания.

— Выходит, вы не уступаете федеральным компаниям?

— Деление страховщиков на региональных и федеральных в некотором роде условно. Вот мы сегодня представлены в 17 областях страны и при этом считаемся южноуральской компанией. Что тогда такое федеральная компания? Я считаю, что это та, которая работает более чем в 50% регионов РФ. Есть целый ряд «федеральных» по такому определению компаний, которые мы обгоняем по числу договоров ОСАГО. Наши доли рынка, с точки зрения эффективности бизнеса, очень показательны.

— При этом на нашем рынке наблюдается очень тревожный тренд — серьезное сокращение страховых компаний в регионах. Многие небольшие компании уходят одна за другой. Я абсолютно убежден, и не только я, что страховой бизнес сегодня — самый сложный в России, требующий от каждой компании в отдельности гибкости, а от всех вместе — консолидации.

— Вы говорите о консолидации. Есть компании, которые могут для вас служить примером в чем-то? Делитесь ли вы с коллегами своими фишками? Как кооперируетесь?

— В 1992 году, практически сразу после открытия нашей компании, я был в Америке, посетил кучу страховых компаний и агентств, чтобы изучить опыт Запада. В 1993 году я был в Германии и Израиле с той же целью. Мы проводим слет в Париже и изучаем опыт там. Я возглавляю Союз региональных страховщиков «Урало-Сибирское соглашение», два раза в год у нас проходит сессия, где каждая компания делится тем, что произошло за последние полгода по страховым продуктам, по продажам, по урегулированию убытков, по маркетингу, по IT-работе. Но они со мной, я с ними, а вместе мы друг с другом. Именно поэтому мы соперничаем с «федералами» и спокойно себя чувствуем. Мы впереди, мы более гибкие. Постоянный обмен наработками позволяет нам рыночно конкурировать, расти вширь и вглубь. Сегодня мы идем в Омскую и Новосибирскую область, развиваемся в южном регионе. Открылись в Краснодаре и Сочи, а теперь запускаем офисы в Новороссийске и Геленджике. Открылись в Ростове, а сейчас открываемся в Шахтах, Армавире и Таганроге. Такова наша политика — шагать по малым городам.

— И все-таки, зачем «Южурал-АСКО» было становиться акционерным обществом? IPO — зачем?

— Причина проста. Мы очень быстро росли, быстро росли взносы. За последние годы это было так: 1,2 миллиарда, 1,9 миллиарда, 3,5 миллиарда, 5,2 миллиарда, 5,9 миллиарда и вот сейчас 7,3 миллиарда. Существуют нормативы ЦБ РФ для страховых компаний , которые говорят: вы должны при росте взносов обеспечивать рост капитала — грубо говоря, это 16%. Вы можете обеспечивать рост за счет прибыли, которая у вас образуется. Но наша отрасль сложная, и получить прибыль, особенно в последние годы, весьма непросто. Чтобы расти дальше, мы обсудили ситуацию, оценили факторы, которые сыграют нам на руку, — наш опыт, рыночное положение, динамику развития — и посчитали, что можем быть интересны инвесторам. Первое — мы перешли из ООО в ОАО. Второе — предложили сотрудникам купить акции.

— Какой была реакция сотрудников?

— В 2016 году мы предоставили возможность сотрудникам компании купить акции по номиналу 1 рубль в пределах месячного заработка. 359 человек в разных объемах совершили покупку. В общей сложности было продано акций на сумму 12 миллионов рублей. Причем специалисты мне сказали тогда, что вы сделали-то? Вы что акции по рублю-то отдали? Ведь их тут же продадут в несколько раз дороже. Но это была наша принципиальная позиция. Мы считаем, что наши сотрудники долгие годы работают в компании, внесли колоссальный вклад в наше развитие и заслужили эту преференцию. С учетом сроков покупки получилось порядка 11% годовых в виде дивидендов, что выше средних процентов по депозитам в банках. Дальше, в июле 2017 года, старт продаж на бирже. Цена доходила аж до 13 рублей, потом опускалась, но не ниже уровня 7 рублей. Мне было очень приятно, что в этом момент 80% наших сотрудников даже при такой разнице в цене не продавали акции, очевидно веря в будущее компании и дальнейший рост акций. Сейчас активы акционеров вполне ликвидны, и любой желающий может выставить их на биржу по рыночной цене. Что мы решили далее? Когда в августе-сентябре цена акций превышала 8 рублей, мы решили, что следующий этап — предоставление преференций нашим клиентам. И за полтора месяца было реализовано одним из держателей пакета акций 10 миллионов акций по цене 7 рублей. Наша стратегическая задача — провести весной этого года SPO (англ. Secondary Public Offering), разумеется, без отдачи контрольного пакета акций.

— Существует ли финансовый потолок — сколько средств вы хотите привлечь, и какой это даст накопительный эффект для развития?

— У нас сегодня 798 акционеров. Они представлены в 58 регионах страны. И это реальность. Мы обсуждали перспективы компании на Наблюдательном совете. Мы хотим собрать сумму, которая обеспечит уровень капитала для дальнейшего развития предприятия на ближайшие 7–10 лет. Многие говорят, а зачем вы сейчас-то выходите на биржу, когда у вас и без того успешный год. Да, сегодня итоги года оптимистичные. Но мы не собираемся ограничивать наши возможности. Нам нужно, чтобы у нас фактический капитал настолько превышал нормативы, чтобы рейтинговые агентства с учетом этого запаса давали нам высшие рейтинги для обеспечения повышенной надежности. Чтобы это был еще один плюсик в конкурентной борьбе, чтобы мы могли демонстрировать динамику роста. В конце 2017 года мы провели «разведку». В ближайшее время мы точно будем открывать филиал в Москве. С высокой вероятностью мы открываемся в Тюменской области. «Южурал-АСКО» постоянно наращивает спектр страховых услуг, новые программы появляются практически ежемесячно. А в нынешних условиях, когда в связи с выходом на Московскую биржу компания становится еще более финансово прозрачной, сотрудничество с нами становится привлекательным и выгодным. Мы уверены, что курс акций будет расти, а прибыль позволит выплачивать достойные дивиденды.

Фото: Павел Васильев

Новости компаний.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная журналистка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Не ездишь в автобусах — выписан из министров»: невеселые мысли журналиста 74.RU о поездках на общественном транспорте
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления