На работе Мария Кривцова управляет огромным краном и легко жонглирует многотонными грузами. А в свободное время садится за руль своей легковушки и колесит по дорогам области и других регионов. Говорит, что совсем не устаёт от машины и готова ехать хоть на край света. 74.ru продолжает проект «Несуровый Челябинск» — серию публикаций о работниках челябинских предприятий и компаний, их трудовых буднях и хобби.
Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».
Гонки на кране
В жизни Марии Кривцовой витиевато переплелись любовь к поэзии и умение управлять брутальной техникой. Один из лучших крановщиков Челябинского электровозоремонтного завода по первому образованию, как выяснилось, филолог.
Мария выросла в большой семье — у неё было 12 братьев и сестёр. Жили они в Златоусте: папа работал сталеваром, мама вела домашнее хозяйство. Девушка мечтала учить детей русскому языку и литературе, поэтому поехала поступать в Челябинский пединститут. Год проработала в сельской школе учителем начальных классов.
— Но быстро поняла, что это не моё, — вспоминает Мария Кривцова. — Тяжело. Даже не с учениками, а с их родителями. Четыре моих подруги работают учителями. И они все мне завидуют. Работы у них много — нервы, стрессы, денег мало. А я смену отработала и свободна.
Когда в селе Карсы Троицкого района, где они жили с мужем, закрылся магазин, Мария поехала в районное управление торговли. Односельчане попросили разобраться с этой проблемой. Главный по торговле слушал её — слушал, а потом под напором Кривцовой сдался: «Вот вы встанете за прилавок — снова открою магазин». Мария за словом в карман не полезла: «Без водки я план не сделаю». В начале 90-х годов прошлого века спиртное в России было главной валютой. Вскоре Кривцова подремонтировала магазин, прошла практику в соседней деревне и начала торговать.
Позже они с мужем вернутся в Челябинск, Мария пройдёт курсы крановщиков и пять лет отработает на ЧТЗ. Огромные цеха, вагоны, десятки тонн песка и глины… Мария так вдохновенно рассказывает о своей работе, как будто и не было у неё ночных смен и вредных условий труда. Работу крановщика сложной не считает. Говорит, что иногда могла даже что-то отремонтировать, не дожидаясь слесаря: тормоза подтянуть, тросы поменять.
После развода Мария не стала цепляться за его жилье. Устроилась дворником, получила комнату в бараке, а через пять лет заработала двухкомнатную квартиру.
— Я всегда готова броситься на амбразуру, — улыбается Мария. — Видимо, из тех, кто коня на скаку остановит в горящую избу войдёт.
На электровозоремонтный завод Кривцову позвали бывшие ученицы, с которыми вместе трудилась на ЧТЗ. Мария пришла в мае 2015 года, работает на кране-десятитоннике в колёсном цехе ЧЭРЗ.
Челябинский электровозоремонтный завод (входит в группу компаний «ЛокоТех») занимается ремонтом и сервисным обслуживанием тягового подвижного состава. Также здесь ремонтируют электрические машины, колёсные пары, локомотивы, производят запасные части для подвижного состава. Завод обслуживает локомотивы, работающие на Южно-Уральской, Куйбышевской, Московской, Октябрьской, Западно-Сибирской железных дорогах, а также подвижной состав для горнодобывающих разрезов Уральского региона.
— Первое время, когда перешла с грейферного (для сыпучих грузов. — Прим. автора) крана на обычный, было трудно. Привыкла, что сама себе хозяйка при разгрузке/загрузке вагонов. А здесь один кричит — сюда давай, другой машет — мне вон те детали нужны, — рассказывает Мария. — Потом с фронтом работы разобралась и заново полюбила свою работу. Правду говорят: счастье — когда домой идёшь с удовольствием и на работу с таким же настроением.
Недавно на предприятии прошел конкурс профмастерства. Мария Кривцова справились с заданием в два раза быстрее коллег.
— На самом деле конкурс был очень легким, — признаётся она. — В повседневной работе проходы намного уже, так что конкурсное задание выполнила легко, практически не прицеливаясь.
По словам Марии, ей нравится сам процесс работы — быстро, точно и безопасно для окружающих перенести многотонный груз с места на место.
— Открою вам секрет, — добавляет наша собеседница. — Каждое утро, когда сажусь на кран, обращаюсь к Господу: «Помоги мне работать аккуратно, без качки, как для тебя».
«500 км в одну сторону — не проблема»
С огромной многотонной техникой Мария давно на «ты». А к автомобилям у неё особо нежное отношение.
— Пока у меня не было собственной машины, мне всё время снился сон, — рассказывает она. — Будто бы я еду на машине или на автобусе как пассажир, водитель куда-то исчезает, а я просто сажусь за руль и продолжаю ехать.
Сейчас Кривцова уже 12 лет за рулём, но всё ещё с восторгом относится к автомобилям.
— Мне очень нравится дорога, особенно люблю ездить на дальние расстояния. Просто сесть за руль и наслаждаться отрешенностью от суеты. Как будто в другое измерение попадаешь, — говорит она. — Недавно ездили в Кунгурские пещеры — в пять утра выехали, в двенадцать ночи вернулись. Это тысяча с лишним километров туда и обратно, обернулись в один день. Не понимаю людей, которые говорят, что устают в дороге. Для меня это, наоборот, отличный отдых и удовольствие. Любуюсь пейзажами, размышляю о чём-нибудь, стихи вспоминаю, пою за рулём. Особенно люблю поэзию Ваншенкина, многое наизусть знаю.
Первой машиной Марии была «Ока», потом ВАЗ 12-й модели. Последние пять лет Кривцова ездит на Toyota Vitz.
— Она такая маленькая, удобная, девочка моя. Очень маневренная машина, — отмечает Мария. — Однажды на парковке меня заперли. Выхожу с ночной смены — домой надо ехать. Увидела, что есть небольшое расстояние с двух сторон. И давай аккуратненько, на миллиметровках двигаться вперёд-назад, правее-левее. Так и выбралась. Мужчина на парковке стоял — за мной наблюдал. Видимо, ждал, что стукну соседнюю машину. А когда выехала, он так удивился и аж двумя руками показал: «Класс!»
Если уж Марии приходилось чинить кран, то «окушку» с 12-й и подавно обслуживала. По мелочи, конечно: фильтры и свечи поменять, колёса переставить. Автомобили, по её словам, сильно в пути не подводили.
— На трассе приходилось вставать — пару раз колёса подкачивала, один раз запаску ставила, — вспоминает она. — Однажды бензин кончился — сама, конечно, не доглядела. И думаете, где машина встала? Напротив АЗС. Осталось только до колонки дотолкать, метров 10.
Кривцова обращает внимание на галантность челябинских мужчин — всегда в подобных случаях помощь предлагают.
— Как-то напротив «Фокуса» встала — колесо спустило. То ли качала его, то ли меняла, уже не помню, — рассказывает Мария. — Один подходит: «Вам помочь?» «Да я сама», — привычно отвечаю. Другой подходит: «Вам помочь?» А третий сразу рубанул: «Так, женщина, отойдите, я помогу».
У Марии Кривцовой двое детей. Сыну Виталию 28 лет, он уже женился. Дочери Кате — 15. Самостоятельность и желание решать все проблемы самой передались Марии от матери, считает она.
— Отец всё время был на работе, а мама умудрялась всю семью держать в руках. Так что её пример, как надо организовать жизнь и не пасовать перед трудностями, всегда перед глазами, — добавляет она.
По словам Марии, водитель она спокойный, больше 130 км/ч по трассе не гоняет. Часто ездит в Златоуст, Курган, Екатеринбург, Камышлов, Троицк, Касли и так далее — на природу, к подругам или родственникам.
— Хотелось бы съездить на машине на юг, — мечтает Мария. — Сын недавно в Крыму был, и я тоже загорелась. Дорога меня не пугает, знаю, что сейчас есть где остановиться. Правда, дочка пока не хочет. Но, думаю, ещё всё впереди.