Город Происшествия «Хотел стать командиром»: второй пилот разбившегося Ан-148 учился летать в Челябинске

«Хотел стать командиром»: второй пилот разбившегося Ан-148 учился летать в Челябинске

На заявления, что он работал без профильного образования, родные ответили пачкой дипломов.

Сергей Гамбарян хотел пойти по стопам отца-лётчика

Второй пилот разбившегося в Подмосковье Ан-148 «Саратовских авиалиний» получил удостоверение, выучившись в челябинском авиационном учебном центре. Перед этим 44-летний Сергей Гамбарян окончил сначала петербургское авиационно-транспортное училище, а затем Московский государственный техуниверситет гражданской авиации. Об этом 74.ru рассказали его родные и коллеги в ответ на заявление ряда федеральных СМИ о допуске пилота к полётам без необходимого образования.

О том, что Сергей Гамбарян не учился в университете по профилю, а лишь окончил 10-месячные курсы переподготовки в Челябинске, 15 февраля заявило со ссылкой на анонимный источник «Федеральное агентство новостей».

— Лицензии у университета от Росавиации нет — есть от Министерства образования России, — сообщало агентство. — Пилот проходил практику на базе «Челавиа». Теоретические знания он получил на аэрокосмическом факультете Южно-Уральского госуниверситета. Между учебными заведениями есть договор. Высшего профильного образования пилот не имел.

Эту информацию процитировал ещё ряд федеральных СМИ. Они уточняли, что переучивался Гамбарян в Челябинском лётном училище гражданской авиации (ЧЛУГА), деятельность которого прокуратура требовала признать незаконной из-за отсутствия лицензии Росавиации.

Родные и коллеги погибшего пилота назвали публикацию намеренным искажением фактов и провокацией. Анонимное заявление в СМИ они связывают с судебными тяжбами между выпускниками ЧЛУГА и Росавиацией. И в доказательство своих слов показывают четыре диплома, которые Сергей Гамбарян в разные годы получил в авиационных учебных заведениях.

— Среднее профессиональное образование у Сергея в Ленинградском авиационно-техническом училище гражданской авиации, — рассказали родные второго пилота. — Следом за ним он в 2006 году получил высшее техническое образование в Московском государственном техуниверситете гражданской авиации. Его, кстати, курирует Росавиация. После этого он пошёл учиться на пилота в «ЧелАвиа», теоретический курс ему преподавали в ЮУрГУ по программе дополнительного профессионального образования (ДПО). Получил диплом, сдал экзамен в Росавиации и в октябре 2013 года получил свидетельство пилота.

Лётную практику пилот проходил в учебном центре «ЧелАвиа»

— Чтобы стать пилотом, по закону не требуется учиться перед этим именно в лётном вузе — профессиональная переподготовка возможна на базе технического высшего образования, — добавляет его коллега Павел Семченко. — А у Сергея были необходимые технические навыки для этого. Теория в программе, по которой он учился, включает те же самые профессиональные модули федерального государственного образовательного стандарта по специальности «пилот», что и в лётных вузах. Эта программа была утверждена Росавиацией.

Чтобы самостоятельно сесть за штурвал, одного диплома недостаточно. Кандидатам на должность пилота в авиакомпании необходимо пройти проверку навыков, а затем переучиться на конкретный тип самолёта, получив у пилота-инструктора допуск на управление. После этого они становятся вторыми пилотами-стажёрами и летают с подстраховкой вторых пилотов. Лишь налетав 300 часов, они становятся полноправными вторыми пилотами.

— Переучивание проходит либо в собственных авиационных учебных центрах авиакомпаний, либо в сторонних сертифицированных, — рассказывает коллега Сергея Гамбаряна. — Командир Валерий Губанов переучивался непосредственно в «Антонове» в 2011 году. А Сергей в некоммерческой организации в декабре 2015 года. Именно после этого началась его полноценная лётная карьера, поэтому фактически у него и было 812 часов налёта. И все они на типе Ан-148.

Отец Сергея Гамбаряна до выхода на пенсию работал командиром корабля. Сын мечтал пойти по его стопам. В 2012 году параллельно учёбе в Челябинске он поступил на заочку в Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации, чтобы получить высшее пилотское образование. Окончил его в 2016 году по специальности «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов». В «Саратовские авиалинии» Гамбарян устроился в июле 2017-го. До этого на Ан-148 он летал в авиакомпании «Ангара».

Сергей Гамбарян всего отлетал 812 часов

— По сути, у Сергея теоретических навыков было даже больше, чем у выпускников государственных лётных училищ. У него было два высших образования, полученных в учебных заведениях, которые курирует Росавиация, — подчёркивает Семченко. — При этом количество лётных часов при выпуске и в государственном, и в частном училище по программе одинаковое — минимальные 150 часов. Лётную практику Сергей проходил в сертифицированном авиационном учебном центре.

Неверным коллеги называют также утверждение, что у челябинского вуза, в котором учился Сергей Гамбарян, на тот момент не было лицензии Росавиации. Южно-Уральский государственный университет действительно преподавал ему курс теории. Заказчиком выступал учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» (в августе 2015 года переименован в ЧЛУГА), где он затем проходил лётную практику. Но Сергей учился в 2013 году, когда к документам центра «ЧелАвиа» у Росавиации претензий не было. Действие сертификата АУЦ, из-за отсутствия которого суд по требованию транспортной прокуратуры в прошлом году приостановил деятельность лётного училища, истекло в августе 2016-го.

— На момент лётной практики в учебном центре авиакомпании «ЧелАвиа» Сергей Гамбарян уже имел высшее техническое авиационное образование, — рассказали 74.ru в руководстве челябинского учебно-тренировочного центра. — В МГТУГА он выучился на инженера и к нам пришёл получать квалификацию «пилот». Программа его переподготовки включала 1060 часов. Она соответствовала федеральному государственному образовательному стандарту и была утверждена Росавиацией. У учебного центра был действующий сертификат АУЦ. Лётная практика у Сергея со всеми выполненными упражнениями составляла 150 часов, как предписывают федеральные и международные авиационные правила. В Росавиации ему выдали пилотское удостоверение. На основании этого он закончил лётный университет в Санкт-Петербурге по специальности «Лётная эксплуатация воздушных судов». Там же он учился летать на Ан-148. И у него на самом деле было высшее авиационное образование.

В 2014 году, спустя год после получения Сергеем Гамбаряном свидетельства пилота, Росавиация проверяла законность его выдачи. Поводом стал запрос Следственного комитета из-за вскрывшихся в ведомстве махинаций с поддельными удостоверениями. Свидетельство с таким же номером, как у Гамбаряна, выдали ещё одному пилоту. Проверив документы, подтверждающие теоретическую, тренажёрную и лётную подготовку Сергея, комиссия Росавиации признала выдачу ему пилотского удостоверения законной и аннулировала документ-дублёр у другого пилота. Акт подписал глава Росавиации Александр Нерадько.

На борту Ан-148 были 65 пассажиров и 6 членов экипажа

Крушение Ан-148, которым управляли командир Валерий Губанов и второй пилот Сергей Гамбарян, произошло 11 февраля. В 14:24 пилот заметил расхождение показателей скорости, а уже через три минуты самолёт исчез с радаров. На его борту находился 71 человек — все они погибли. На месте крушения спасатели обнаружили воронку глубиной около двух метров и диаметром 17 метров. Редакция 74.ru вела онлайн-репортаж, в котором собрала все известные к тому времени подробности трагедии. В начале недели «Саратовские авиалинии» приостановили эксплуатацию имеющихся у них Ан-148.

Эксперты МАК расшифровали и сопоставили данные двух чёрных ящиков

15 февраля Межгосударственный авиационный комитет расшифровал записи речевого самописца, найденного на месте крушения самолёта. Сопоставив их с данными параметрического самописца, эксперты комиссии сошлись во мнении, что причиной аварии могло стать расхождение данных по скорости полёта у пилотов. Предположительно, это произошло из-за обледенения датчиков. Газета «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники сообщает, что экипаж в начале полёта по какой-то причине не включил обогрев приёмников полного давления, с которых считывают информацию датчики скорости. При этом пилоты, как утверждает издание, так и не поняли причину неисправности и не смогли справиться с критической ситуацией.

Они полагают, что причиной авиакатастрофы стало обледенение датчиков

Материалы МАК направили в Следственный комитет и приобщили к уголовному делу по факту крушения самолёта.

— Следователи сейчас изучают эти данные вместе с документацией, изъятой ранее в авиакомпании и двух аэропортах, — уточнила официальный представитель СК Светлана Петренко. — Назначен комплекс судебных экспертиз. Только по результатам расследования будут достоверно установлены все обстоятельства трагедии, на основании чего следствие примет процессуальное решение.

Коллеги погибшего экипажа Ан-148 полагают, что ситуацию осложнила случившаяся в кабине паника.

— По всем операциям принимает решение командир корабля, — уточняет бывший наставник Сергея Гамбаряна. — Второй пилот — лишь помощник, он исполняет команды командира. Началось всё с общей ошибки экипажа. Командир, предположительно, не дал команду на включение обогрева приёмников давления. Ну а дальше, когда события начали разворачиваться стремительно, — тут-то и есть роль командира! Второй пилот тут уже никоим образом не решает ситуацию. В нашем учебном центре инструкторы всегда особое внимание обращали на тренировку полёта по сопутствующим приборам. Раньше у нас ни одного полёта на тренажёрах не проходило без выключения статики и динамики на всех этапах. Ученики это знали и обязательно смотрели на показания приборов, сравнивали, действительны ли они. Но сейчас из-за политики Росавиации все учебные центры, где тренируются пилоты, находятся в режиме постоянной тряски. Они переживают за свои сертификаты и программы. А вместе с ними и сами пилоты. Отправляясь в полёт, они не знают, лишат ли их завтра удостоверений или нет. Эта общая беда идёт от Росавиации.

Сейчас Росавиация совместно с организациями гражданской авиации и пилотами-инструкторами разрабатывает программу имитации полётов с отказами на комплексном пилотажном тренажере Ан-148 в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации. Эта работа позволит усовершенствовать взаимодействие членов экипажа при различных отказах в работе самолётов такого типа.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления