Южноуральцы, которые начали получать квитанции от магнитогорского регоператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТБО), столкнулись с проблемами в работе новой системы сбора мусора. На посёлок установили мало контейнеров, многие из них расположены далеко от жилых домов.
В мае прошлого года на Южном Урале определили первого регионального оператора по обращению с ТБО. Им стала магнитогорская компания «Центр коммунального сервиса». В октябре для жителей утвердили тариф за сбор, вывоз и переработку мусора в Магнитогорском, Верхнеуральском, Кизильском, Агаповском, Нагайбакском, Чесменском, Варненском, Локомотивном, Брединском, Карталинском районах.
В каждой из этих территорий огромное количество посёлков и жилых домов. При этом с начала работы нового регоператора у жителей появилось к нему много вопросов. Южноуральцы утверждают, что они исправно получают счета за вывоз и переработку мусора, но по факту этой услугой не пользуются.
— У нас в посёлке в конце прошлого года выставили два бака под мусор, и это на 300 домов, — рассказала 74.ru жительница посёлка Новоукраинский Чесменского района Анна. — И теперь с нас незаконно собирают деньги за услугу, которой мы не пользовались. Люди возмущенны и платить отказываются.
— Жители возмущены счетами за оказание услуг по обращению с отходами региональным оператором, — добавил житель другого посёлка в Варненском районе Дмитрий. — В небольших поселениях выставлены по одному контейнеру, люди вынуждены по пять-семь километров идти в одну сторону, чтобы выкинуть пакет с мусором, а ведь в деревнях это большинство пожилые люди. К примеру, населённый пункт до двух тысяч человек. Представляете, как территориально он растянут? И вот на все эти дома один-два контейнера в центре посёлка. Жители понимают, что есть закон, и необходимо утилизировать отходы, но по факту получается, что услуги не оказываются, а счета выставляются. Для пенсионеров сумма иногда выходит 500 рублей. Это большие деньги, тем более в деревнях. Поэтому многие жители свой мусор в печах или банях жгут, а платят регоператору за воздух, получается.
При этом ежемесячно людям приходят квитанции от регоператора, тариф на человека — 63 рубля. Чем больше человек проживает, тем дороже заплатят за вывоз мусора. К примеру, на семью из пяти человек счёт выставят на 300 рублей.
По словам жителей, на звонки по телефону регоператор не отвечает, на обратную связь не реагирует. Люди жалуются, что нет схемы размещения и специальных площадок для контейнеров. Зачастую их просто устанавливают посреди посёлка или к одному из жилых домов.
— Жители, дома которых находятся на балансе магнитогорского кластера, уже обращались с жалобами на возросшую плату за вывоз ТБО, — сообщил руководитель Центра общественного контроля по вопросам ЖКХ в Челябинской области Анатолий Вершинин. — С октября 2017 года установлен тариф, который умножается на число проживающих в квартире или доме. Были жалобы и по установленным контейнерам — они часто находятся далеко от домов. В целом пока жители не видят улучшений от новой системы обращения с ТБО. И такие опасения у нас были. Да, идея хорошая, но не надо забывать, что регоператор — это коммерсант, цель которого — получение прибыли. Но жители от этого страдать не должны. Конечно, добираться до мусорки пять-семь километров — недопустимая ситуация, и с ней надо бороться.
74.ru запросил комментарий у ООО «Центр коммунального сервиса». В компании пообещали ответить позже.
В 2017 году начались конкурсы по отбору региональных операторов, которые возглавят мусорные кластеры на Южном Урале. Первые такие конкурсы прошли в Магнитогорске, Кыштыме и Карабаше. Там регоператоры уже приступили к работе. В 2018 году выберут ещё трёх хозяев для усть-катавского, саткинского кластеров и самого крупного кластера — челябинского. После этого горожанам утвердят новый коммунальный тариф. По примерным подсчётам за сбор и утилизацию мусора южноуральцы будут платить около 100 рублей в месяц с человека.
Конкурс по выбору регоператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами проводит Министерство экологии Челябинской области.