Екатерина Буздалова превращает девушек в принцесс. Челябинка шьёт костюмы для балов и свадебные платья. Сначала это было просто хобби, которое мастерица совмещала с работой бизнес-тренера. Потом же увлечение переросло в прибыльное дело, и молодая мама решила примерить на себя необычную профессию — стать костюмером. Новая героиня рубрики «Бизнес в декрете» рассказала, как создала студию с историческими нарядами и почему спрос на них растёт с каждым днём.
Первый бал и образ Наташи Ростовой
— В 2007 году, когда я была ещё 16-летней школьницей, проводился исторический бал. Мне очень захотелось прийти на него в красивом платье, но мама денег на наряд не дала. Сказала, что оплатит только ткань, — вспоминает Екатерина. — С этого всё и началось. Я купила материал и создала себе образ.
Девушка повторила опыт мамы и научилась шить сама.
— У меня мама тоже шила, но она не профессиональная швея — самоучка, — рассказывает предпринимательница. — В своё время она занималась альпинизмом, снаряжение было тяжело достать, поэтому она сама его шила. Так и я. Смотрела мастер-классы в интернете, сходила на несколько курсов.
Со временем наша героиня всерьёз увлеклась историческими танцами. Гардероб пополнялся всё новыми и новыми нарядами, которые вызывали восхищение. И другие девушки стали заказывать себе платья у Екатерины.
— Наибольшим спросом пользуются наряды XIX века. За то столетие сменилось четыре моды. Да и балы в основном посвящены той эпохе, — объясняет молодая мама. — Самое простое платье того периода — это платье в стиле ампир, как у Наташи Ростовой. Оно с завышенной талией и без широкой юбки. Такое платье в среднем стоит четыре тысячи рублей. Если хочется расшить его жемчугом или сделать вышивку, естественно, цена будет выше. Кринолины средней работы — около 10 тысяч рублей. Одно из самых дорогих платьев в Челябинске, не моё, стоит в районе 40 тысяч.
Сама Екатерина больше любит XV век за платья, как в рыцарских балладах — с длинным рукавами и шлейфом.
— В них, конечно, не очень удобно ходить, но они очень красивые, — улыбается костюмер.
Каждое платье наша героиня старается создать с историческими деталями. Для этого она изучает книги и статьи по истории костюма. А в музеях первым делом бежит к экспозициям с бытовой культурой и платьями.
— Вообще я не доучившийся культуролог. История в целом, бытовая история, манеры, культура и костюмы — это всё мне очень интересно. Это работой-то сложно назвать, скорее увлечение, которое приносит деньги, — считает наша героиня.
Декрет — новая эпоха
Екатерина работала сначала в продажах, потом бизнес-тренером. А в декрет ушла из компании «2ГИС» в 2014 году. К тому времени у неё накопилось около 30 неповторяющихся костюмов. Ни один шкаф уже не мог вместить это количество.
— Когда дочь была совсем маленькой, я взяла паузу. Работать с нитками и иголками, когда рядом малыш, совершенно невозможно. Нужно было либо расширять жилплощадь и отдельную комнату под мастерскую выделять, либо какой-то другой вариант искать, — рассказывает она. — И тогда знакомая визажист предложила мне на партнёрских условиях снять помещение в фотостудии. Я перевезла туда наряды, стала сдавать их в аренду. Это было удобно всем. У меня у мужа собственный бизнес, и мы с ребёнком сидели посменно — день он, день я.
Именно тогда начался новый этап в жизни Екатерины. Она стала костюмером и возобновила шитьё. Говорит, что больше всего нравится решать необычные задачи.
— Я могу шить и другие вещи, но самые любимые — исторические наряды, — признаётся костюмер. — Мне нравится, когда нужно работать с клиентом индивидуально, прорабатывать образ. И нравится шить свадебные платья, особенно, если можно пофантазировать. Например, мы делали одно платье в стиле бохо, для другого вручную собирали блестящее кружево и покрывали его прозрачной накидкой.
Половина заказчиц Екатерины — челябинки, другая половина — жительницы Екатеринбурга. Иногда клиентов так много, что предпринимательница нанимает других швей.
— В самый разгар, когда проводят балы, нам приходится работать втроём-вчетвером. И в аренду разбирают всё, даже предложить бывает нечего, — говорит она. — Балы сейчас очень популярны и продолжают набирать интерес. Очень многие начинают заниматься историческими танцами постоянно, потому что, наверное, каждой девочке хотелось бы быть принцессой. А на балах это сделать проще всего.
В январе этого года у нашей героини закончился отпуск по уходу за ребёнком. Екатерина решила не выходить на официальную работу и уволилась.
— У меня крупная костюмерная, большая клиентская база, поэтому я решила развивать своё дело. Костюмов уже больше сотни, из них простых вечерних платьев всего пять, остальные все сказочные, — рассказывает она. — Конечно, пока доход от этого дела нельзя назвать стабильным. Но он уверенно приближается к моей прежней зарплате. Увлечение становится полноценной работой.
Фото: предоставила Екатерина Буздалова