Все двадцать новых комплексов видеофиксации в Челябинске уже смонтированы, а еще по три камеры появились в Копейске, Миассе, Златоусте и Магнитогорске.
Две трети объектов уже проверены. Утром эксперты работали в Копейске, а мы присоединились к ним во время приемки комплекса на перекрестке челябинского проспекта Победы и ул. Кирова (Теплотех).
В комиссию входят как представители нового оператора комплексов видеофиксации — компании «АЭЛЬ-РТС инжиниринг», так и сторона заказчика — областного центра видеофиксации ГИБДД и центра обработки вызовов «Безопасный регион».
Сам процесс не слишком эффектен: настройку камер проверяет эксперт с ноутбуком, который в тестовом режиме может подключиться к каждому объекту. Также оценивается документация и соблюдение всех условий.
Разочаруем хакеров: когда камеры заработают в полноценном режиме, внешнее вмешательство будет исключено: зашифрованыне данные по оптоволоконным кабелям будут стекаться в информационные центры на площади Революции, улице Васенко и улице Харлова.
Как мы уже писали, в Челябинске устанавливают современные комплексы видеофиксации «Птолемей-СМ», одной из особенностей которых является скрытность. Они не распознаются радар-детекторами, потому что измеряют скорость в визуальном режиме (без электромагнитных излучателей) и почти незаметны внешне.
Руководитель центра компетенций комплексных систем безопасности компании «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» Глеб Петров объяснил такой выбор:
— При заключении контракта заказчик выдвинул требования: избавить город от того, что на жаргоне называется «виселица» — ферма для установки нескольких камер. Выносные балки хорошо заметны для водителей и портят внешний вид города. Нам поставили задачу выбрать менее громоздкий вариант, и, поскольку за последние годы прогресс не стоял на месте, появились такие комплексы, как «Птолемей-СМ». За счет мощной оптики он контролирует до четырех полос, что позволяет ставить одну камеру на столбе возле обочины, а не вешать четыре камеры над проезжей частью. Кроме того, «Птолемеи» потребляют меньше энергии: например, при оснащении перекрестка проспекта Победы и Кирова камеры старых типов требовали 3 кВт мощности, новые — менее 1,5 кВт.
Какие типы нарушений смогу выявлять новые камеры?
— Комплекс «Птолемей-СМ» является многофункциональным, — поясняет технический руководитель проекта «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» Максим Дружинин. — В зависимости от объектива он может работать на больших дистанциях, например, на трассах фиксировать скорость или выезд на встречную полосу. Но также он способен контролировать небольшой участок дороги: перекресток или переход. В Челябинске «Птолемеи» настроены для работы на перекрестках и фиксируют четыре основных типа нарушения: превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал, заезд за стоп-линию и поворот из неправильного ряда.
Помимо основной камеры на перекрестках установлены совсем уж незаметные дополнительные камеры, фиксирующие общий вид. Заместитель начальника центра видеофиксаций областного ГИБДД Андрей Смирнов пояснил, что за счет высокой четкости новые камеры позволяют лучше различать сигналы светофора и выводить их отдельной врезкой для исключения спорных ситуацией.
— Комплексы, которые используются в Челябинской области, например, «Одиссей», на момент своей установки были весьма современными, — рассуждает Максим Дружинин. — Просто сейчас появились другие решения, равно как и возросли требования заказчика. Поэтому мы отдали предпочтения камерам с хорошей оптикой и высоким разрешением.
Также перекрестки Челябинска оснастят камерами, которые не фиксируют нарушения ПДД, но «пишут» все происходящее на перекрестке: их используют для расследования аварий и противоправных действий.
Кстати, при настройке камер видеофиксации положение стоп-линии задается координатами, то есть камера «видит» стоп-линию, даже когда она занесена снегом или стерта. Поэтому в Челябинске все перекрестки с камерами видеофиксации должны быть оборудованы также знаком «Стоп-линия», и при невидимости разметки автомобилисты обязаны ориентироваться на него.
И небольшой лайфхак: вырабатывайте привычку оставлять корпус автомобиля до светофора — по нормативам, стоп-линия рисуется за пять метров до его стойки (и за 20 метров от линии подвесных светофоров).
Обязанность привести «камерные» перекрестки в порядок лежит на администрации города, и к запуску новых объектов будут установлены все необходимые знаки, включая табличку 8.23 «Фотовидеофиксации».
Что касается 42 комплексов фотовидеофиксации, принадлежащих ПАО «Ростелеком», они пока находятся в спящем режиме. Представители «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» подчеркнули, что создают полностью свою инфраструктуру и не зависят от оборудования ПАО «Ростелеком».
Помимо стационарных камер «АЭЛЬ-РТС инижиниринг» будет использовать передвижные комплексы (треноги), и тестовая эксплуатация уже ведется. Всего в области будут работать 30 треног, и не исключено их появление в городской черте Челябинска — места установки согласуются с ГИБДД.
Правда, не обошлось без казусов: на прошлой неделе читатели прислали нам фотографии Renault Logan с передвижной камерой, запаркованного на газоне около перекрестка проспекта Победы и ул. Чайковского. В самой компании нас заверили, что подобных вольностей их водители больше допускать не будут.
По условиям контракта, через три месяца в области «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» установит еще 15 комплексов, среди которых может оказаться продвинутая система видеофиксации «Интегра-С», способная различать более 28 типов нарушений, включая экзотику вроде езды без ближнего света фар.
Артём Краснов