Идея открыть двери комбината для промышленных туристов уже давно витала в воздухе. Дополнительный импульс этому шагу придала государственная стратегия развития внутреннего и въездного туризма на территории страны. На данный момент специалисты комбината прорабатывают маршруты, на которых будут соблюдены все требования безопасности и которые будут наиболее интересны и зрелищны для гостей.
Программа федерального агентства по туризму предполагает деление страны на туристические кластеры по направлениям. И Магнитогорску повезло дважды: находясь на границе промышленной Челябинской области и горно-лесного Башкортостана, город может принимать участие сразу в двух направлениях туризма — промышленного и спортивно-оздоровительного, возможность которого дают здравницы комбината.
Расположенные на территории Башкирии, горнолыжные центры комбината «Металлург-Магнитогорск» и «Абзаково» вошли в башкирский кластер и, объединив усилия с белорецкой горнолыжкой «Мраткино», совместно развиваются.
Магнитогорск вошёл в кластер промышленного туризма.
— Для каждого предприятия, промышленного кластера развитие туризма сегодня стало неким трендом, в рамках которого можно поведать и свою славную историю, и показать современное настоящее, передовые технологии, — считает представитель комбината в координационном совете по развитию туризма Башкортостана, старший менеджер ООО «Абзаково» Владислав Новиков. По его словам, сегодня задача загрузки «Абзаково» и «Юбилейного» в течение всего года решена: зимой её обеспечивают горнолыжные центры, а летом в «Абзаково» количество отдыхающих сокращается максимум на 10%, а в «Юбилейном» благодаря озеру даже увеличивается. И одной из популярных дополнительных услуг среди туристов становятся экскурсии: городище Аркаим, природный заповедник Шульган-Таш, Иремель. Не проходит дня, чтобы какой-нибудь турист не спросил, как побывать на комбинате, панораму которого до этого времени можно было увидеть лишь на обзорной экскурсии по городу и на макетах в музее предприятия.
Сейчас на ММК прорабатывается вопрос об организации экскурсий на комбинат. Специалистам поручено разработать маршруты по промплощадке, учитывающие безопасность посетителей, информационную насыщенность и зрелищность экскурсионной программы. Первая экскурсия состоялась: это был так называемый промотур для представителей туристических агентств и отельеров Челябинской области и Башкортостана.
— Я впервые на металлургическом предприятии, и меня поразило всё: масштаб, технологии, люди, — говорит представитель туроператора «Полесье» из Уфы Олеся Нечипуренко. — А ведь это лишь малая часть того, что делается на комбинате. Уверена, что спрос на экскурсии по ММК будет очень высоким. Конечно, жители Уфы знают о Магнитогорске, но практически знакомы с ним лишь по хоккейной команде и горнолыжным центрам. Пришла пора знакомить их, если можно так сказать, со стальным сердцем, дающим жизнь городу, региону, да и стране. И школьники, и взрослые с удовольствием посмотрят на производственные процессы.
Первым пунктом экскурсии стала обновлённая доменная печь № 6. Особое потрясение, когда после яркого действа разливки чугуна гостей провели в диспетчерскую — светлую, оснащённую компьютерами и экранами, отражающими процесс со всех возможных ракурсов и в различных параметрах. Следующий объект — комплекс стана «2000» холодной прокатки в ЛПЦ-11. Это уже совсем другой ММК: высокотехнологичный, чистый и тихий — гости даже не сразу заметили, что производственный процесс идёт полным ходом.
— Бывал на ММК 34 года назад, ещё новокузнецким студентом на преддипломной практике, — говорит директор «Корпорации развития Южного Урала» Александр Стариков. — Впечатлён тем, как изменилось предприятие за эти годы. Как обыватель однозначно скажу, что экскурсии на ММК будут интересны и чрезвычайно востребованы.
— Ни дня комбинат не был закрыт для гостей: только в прошлом году с экскурсиями на промплощадке побывало более 400 тысяч человек, — отмечает руководитель информационного центра КЦПК «Персонал» Мария Пушкарская. — Другое дело, что гости эти были, так сказать, свои, имеющие отношение к нашему производству: поставщики оборудования, сырья, потребители продукции, а также дети в рамках программы профориентации. Сейчас мы в деталях прорабатываем маршруты экскурсий, и, надеюсь, совсем скоро комбинат сможет начать принимать экскурсионные группы желающих поближе познакомиться с металлургическим производством.
По материалам газеты «Магнитогорский металл»
Фото: ММК