5 июля в Челябинске провёл личный приём граждан заместитель генерального прокурора России Юрий Пономарёв. Он успел выслушать около двух десятков человек. И все выходили от него окрылённые, будто после сеанса психотерапии. Что происходило за закрытыми дверями, увидел спецкор 74.ru, заметивший в глазах замгенпрокурора недобрый огонёк.
За полчаса до начала приёма собиравшихся в конференц-зале людей инструктировали сразу несколько сотрудников в форме. «Говорите чётко, кратко, готовьте документы заранее», — повторяли они не по одному разу. Из-за этого заявители ещё больше нервничали перед ответственным визитом.
Юрий Пономарёв прибыл без опозданий, был в обычном костюме. Расположился в недавно отремонтированном кабинете областного прокурора за столом для совещаний. Занял место не во главе, а сбоку. И, казалось, именно такая диспозиция позволила ему сразу располагать людей к себе. Хозяин кабинета Александр Кондратьев на приём не остался, поскольку со дня на день ожидает перевода в Хакасию. Рядом с Пономарёвым сел его заместитель Виталий Лопин, которого генпрокуратура уже рекомендовала назначить новым прокурором Челябинской области, осталось дождаться соответствующего указа президента.
Первой на приём зашла 34-летняя Флюра Муртазина. Робко села напротив Пономарёва и стала рассказывать свою историю. Её 11-летний сын страдает орфанным заболеванием, то есть настолько редким, что встречается у единиц. Название болезни даже сложно воспроизвести. Прокурор признался, что слышит о таком впервые.
— Это нарушение обмена образования мочевины, то есть он не переносит белок, — объяснила женщина.
— Совершено? — уточнил Юрий Пономарёв
— Растительные ест, а животные вообще нельзя. Мы ездили в Москву, там в генетическом центре, через который проходят все с редкими заболеваниями, сказали, что он один такой ребёнок в России. Диагноз нам смогли поставить только в восемь лет. До этого мы и в коме были, и в реанимациях на фоне отравления белком, — рассказала Флюра Муртазина. — Само заболевание не зарегистрировано на территории Российской Федерации и препараты от него тоже.
Замгенпрокурора поинтересовался, дорогие ли лекарства. Женщина ответила, что одна упаковка швейцарского препарата, который позволяет мальчику нормально питаться, стоит 140 тысяч рублей, в год их надо четыре. Пономарёв прикинул общую сумму, и стало очевидно, что среднестатистической российской семье такую терапию самостоятельно явно не осилить. По словам Муртазиной, в 2016 году они обратились в суд, который обязал областной Минздрав обеспечить ребёнка необходимым для жизни препаратом. И лекарство даже приобрели на год. А потом в министерстве заявили, что в связи с выходом некоего нового постановления они больше не могут закупать этот препарат за счёт бюджета. Чиновники даже обратились в суд для того, чтобы отменить предыдущее решение, заседание должно состояться через месяц.
— Берите это на контроль, — обратился Пономарёв к Лопину, — и добивайтесь, чтобы решение было в пользу ребёнка.
Следующим на приём зашёл адвокат Сергей Воронкин, который представляет интересы дочери одной из погибших в громком ДТП на Бродоколмакском тракте. 2 февраля при столкновении двух Mitsubishi погибли четыре человека. Защитник начал с сумбурного возмущения — почему обвиняемый водитель не принёс родным извинений и не выплачивает компенсацию. Причём сам же отметил, что на немногочисленное имущество виновника, как и полагается, наложили арест.
— Ну, тут мы бессильны, это только добровольно, — развёл руками Юрий Пономарёв. — Вы же понимаете, что мы его принудить, заставить не можем.
Адвокат обозначил, что есть и проблема с волокитой в расследовании, которое длится уже почти полгода. И вот это замгенпрокурора уже насторожило. Он выспросил подробности самой аварии.
— Я, как вижу, особых проблем в доказывании там нет: он грубо нарушил, допустил выезд на встречную полосу. Одноэпизодное дело, там погибли люди, шесть месяцев уже расследуют. Срочно изучайте, вносите требование, чтобы следствие было окончено в разумные сроки, — дал указание подчинённым Пономарёв. — Давайте действуйте, и через неделю я жду доклада.
Следующая история оказалась коммунальная и злободневная. Виталий Кузнецов рассказал, что живёт на улице Сергея Герасимова в новом многоэтажном доме, в котором застройщик изначально установил в каждой квартире индивидуальные счётчики тепла. Только вот компания «УТСК» отказывается принимать их данные и выставляет счета за тепло по нормативу. Пономарёв спросил, что на это ответили в теплоснабжающей компании, и мужчина, смущаясь, ответил, что не обращался к ним, мол, всё равно бесполезно. Замгенпрокурора заметно не понравилась такая позиция.
— А вдруг бы обратились, и они бы всё сделали? — ненадолго задумавшись, замгенпрокурора продолжил, обращаясь к Виталию Лопину. — Ну давайте, мы сделаем таким образом. Вы приглашаете сюда руководителя «УТСК», знакомите с заявлением и предлагаете добровольно это сделать не только в отношении Виталия Борисовича, но и рассмотреть этот вопрос в отношении всех жильцов этого дома. Я почему-то полагаю, что он добровольно всё это сделает, потому что это требование закона. Не пожелает добровольно, принимайте принудительные меры реагирования.
А вот следующая посетительница вызвала явную симпатию Юрия Пономарёва. Любовь Мелёхина рассказала, что всю жизнь живёт в селе Ларино Уйского района. Её 89-летняя мама — вдова ветерана Великой Отечественной войны — уже пять лет не может получить положенную ей субсидию на жильё. Но замгенпрокурора не торопился переходить к проблеме.
— Любовь Сергеевна, как там вообще, жизнь на селе?
— Нам, пенсионерам, наверное, полегче, — ответила женщина.
— Село-то у вас большое?
— Большое, хорошее. Есть детский сад, школа. Только детей всё меньше и меньше, — посетовала женщина. — Я в школе 52 года отработала. Когда начинала, в ней было больше тысячи детей. А сейчас что-то около 230 всего. Если в первый класс приходят 15 человек, то уже хорошо. Работы нет совсем.
— Раньше колхоз, наверное, был? — живо поинтересовался Пономарёв.
— Да, совхоз был отличный, передовик. Но сейчас даже фермы ни одной нет.
Замгенпрокурора рассказал, что слышал в новостях о существовании на Южном Урале губернаторской программы по выплате субсидии медикам, решившим переехать жить и работать на селе. Жительница Ларино тут же охотно рассказала, что к ним приехал такой фельдшер с женой — тоже медиком.
— Он нам всем нравится, хороший доктор. Только денег ему так и не дали, — без задней мысли сказала Любовь Сергеевна. — Месяца три уж у нас, а денег так и не дали.
Юрий Пономарёв отреагировал мгновенно. Поручил проверить ситуацию с выплатой врачу по утверждённой региональной программе. Затем вник в проблему самой женщины, пообещал, что добьются субсидии, положенной её престарелой матери.
— Селу большой привет, — на прощание сказал Юрий Пономарёв. — У меня самого бабушки-дедушки в деревне были, все каникулы там проводил, и знаю, какая сложная жизнь на селе.
Затем в кабинете у замгенпрокурора побывали несколько молодых людей-сирот, которые выпустились из детдомов, но жилья от государства так и не получили. Здесь закон чётко регулирует ситуацию, сотрудники районных прокуратур оформят иски и обратятся в суд. А вот жительница Копейска ещё в 2011 году такое решение суда получила, но с тех пор его никто из чиновников не удосужился исполнить. Это возмутило Пономарёва.
— Значит, рассматривайте вопрос о возбуждении уголовного дела за невыполнение решения суда, — распорядился он и, глянув в жалобу девушки, уточнил план действий. — Вызывайте этого заместителя некто Никитина (замглавы Копейска по имуществу, градостроительству и жилищной политике Константин Никитин. — Прим. ред.), вносите предостережение. Не церемоньтесь! Есть решение суда, пусть исполняют!
Челябинка Людмила Чабышева пожаловалась на ужасное состояние дворовых проездов у домов № 15а, 17а, 19а, 21 и 21а на улице Калинина. Она рассказала, что ухаживает за 90-летней матерью, часто приходится вызывать скорую и неотложку. И каждый раз выслушивает от них о том, что к ним невозможно проехать. Она пять лет посылает обращения в администрацию района, в ответ получает одни отписки. Соседи пытались достучаться до мэрии, но результат тот же.
— Мы не можем сказать, что завтра у вас будет асфальт, это было бы неправдой, — не стал сильно обнадёживать Пономарёв. — Но мы с завтрашнего дня начнём работать и мерами реагирования подталкивать администрацию к ремонту. Поймите, тут вопрос финансирования, он небыстрый.
Он также отметил, что сотрудники прокуратуры посмотрят на проблему шире: изучат финансирование — сколько выделялось денег на ремонт дорог в районе, кому и на что они в конечном счете пошли.
По окончании приёма Юрий Пономарёв отметил, что у всех поступивших сегодня жалоб положительная перспектива для решения проблемы.
— Давайте вместе посмотрим, как прокуратура Челябинской области будет исполнять, — подвёл черту заместитель генпрокурора. — Со своей стороны мы, поверьте, будем очень внимательно смотреть, чтобы все пришедшие были удовлетворены.
Пономарёв пообещал в ближайшее время в таком же формате встретиться с жителями юга Челябинской области, проведя приём в Магнитогорске.
Если вам стало известно о нарушении прав людей, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t-do.ru/news_74ru.