Отчаявшись дождаться выплаты алиментов на ребёнка через службу судебных приставов и желая обезопасить дочь от претензий отца в будущем, челябинка Наталья Симатова через суд потребовала лишить бывшего мужа родительских прав. Разбираемся, при каких условиях можно добиться такого решения.
— Настя родилась после пяти лет замужества, а когда ей было четыре, мы с Алексеем развелись, — рассказывает Наталья. — Дальше — классика жанра: дочка осталась жить со мной, я подала в суд на алименты, приставы возбудили исполнительное производство. До декабря 2016 года он платил хотя бы по чуть-чуть, а потом совсем «забыл»: ни звонков, ни денег — тишина.
Мама девочки пробовала добиться положенной помощи от бывшего супруга всеми законными способами.
— Как юрист я знаю закон вдоль и поперёк, поэтому методично пробовала все законные меры воздействия, — продолжает Наталья. — По моему заявлению ему ограничили право выезда за границу и лишили прав на вождение. Ноль эмоций с его стороны: знаю, что продолжает кататься по городу за рулём, а под руку ГИБДД, похоже, не попадается. Купил квартиру, но зарегистрировал её на кого-то из родни, есть машина, но оформлена на гражданскую супругу. Фактически арестовывать у него нечего. Через суд дважды обращалась с заявлениями о взыскании неустойки за неуплату алиментов, но оба судебных решения Алексей так и не исполнил. На конец 2017 года он задолжал уже 423 тысячи рублей, а с учётом неустоек — 702 тысячи. За неуплату алиментов его привлекали к административной ответственности и дважды — к уголовной (стати 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях и 157 Уголовного кодекса). По одному из уголовных дел ему назначили восемь месяцев исправительных работ с удержанием 15 процентов заработка в пользу государства. Недавно устроился, ждём, когда и нам платить начнёт.
В Челябинской области сейчас более 23 000 должников по алиментам. Общая сумма их долга на конец августа составила около 5 миллиардов рублей. С начала года приставам удалось взыскать с должников около 190 миллионов рублей.
В конце концов женщина решила лишить бывшего мужа родительских прав на дочь.
— Оценила всю ситуацию и поняла, что стоит обезопасить дочку, чтобы в будущем папа не смог подать на неё на алименты, — объясняет Наталья. — А ещё Настя хочет в госорганах работать, а у отца есть судимости. Это однозначно помешает её карьере — в службу приставов, полицию и прокуратуру с таким «хвостом» не берут. Но Алексей заявил в суде, что начнёт с дочкой общаться, что знает о задолженности, и пообещал начать платить. И Курчатовский райсуд мне отказал. Насте уже 17 лет, дальше тянуть невозможно. Когда папы умирают, дети получают пенсии по потере кормильца. Дочка же не может дождаться выплат от живого отца. Получается, от мёртвых поддержка больше. А перебороть нашу систему и отказаться от живого отца, который не выполняет законные обязанности, не получается. В общем, мы попали в замкнутый круг.
По мнению юриста, решение суда основано на неоднозначности ситуации.
— Истец доказала, что отец не выплачивает алименты, не участвует в воспитании своей дочери и не помогает материально, — рассуждает юрист юридической компании «Филатов и партнёры» Максим Белобров. — С другой стороны, у отца положительная характеристика: он не злоупотребляет алкоголем и воспитывает своих детей от второго, уже гражданского брака. В решении суда указано, что доказательств плохого влияния отца на воспитание ребёнка в материалах дела нет. Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности, когда все иные способы урегулирования ситуации оказываются неэффективными и защитить права и интересы ребёнка иначе невозможно.
И всё же лазейка есть, считает юрист.
— Из текста решения видно, что ответчик давно не оплачивает алименты и он этого не отрицает, — продолжает Максим Белобров. — Это также подтверждено решениями мировых судей и постановлениями о привлечении к административной и уголовной ответственности за неуплату алиментов. Согласно статье 69 Семейного кодекса, этот факт мог привести к лишению родительских прав. Это также предусмотрено пунктом 16 постановления Пленума Верховного суда от 14 ноября 2017 года. Таким образом, при несогласии с решением суда истцу следует обжаловать его в апелляционном порядке, и вполне вероятно, что высшая инстанция отменит его и вынесет новый судебный акт.
В целом же, по словам юриста, лишить отца прав на воспитание ребёнка довольно сложно, причины должны быть действительно серьёзными и не вызывать сомнения в судебной инстанции.
— Любое основание, на которое планирует рассчитывать второй родитель, важно подтвердить соответствующим комплектом документов — без него в суде не примут официальное заявление, — предупреждает юрист.
По данным службы судебных приставов Челябинской области, не все мамы и папы отказываются платить алименты на своих детей.
— К началу осени специалисты нашей службы принудительно взыскали более 189,5 миллиона рублей алиментов, — рассказала главный специалист пресс-службы УФССП по Челябинской области Ольга Шебанова. — Ещё более 300 миллионов рублей за это время перечислили организации по исполнительным листам, направленным для удержания периодических платежей. Это говорит о том, что сознательных родителей, исполняющих свои обязанности, в нашем регионе больше.
Испытываете трудности со взысканием алиментов? 74.ru составил инструкцию о том, как в этом помогают судебные приставы.
Конфликтуют взрослые — страдают дети
Бывший муж челябинки Юлии Ильиной похитил их сына. После того как женщине удалось отвоевать ребёнка в чужой стране, она создала общественную организацию помощи матерям и делится своим опытом.
Челябинка Мария Силина утверждает, что на фоне пристрастия к наркотикам её избил и порезал ножом муж. Она всерьёз опасается за себя и дочь, но мужчина уверяет, что бывшая всё выдумала.
Сына челябинки Евгении, которая после замужества приняла ислам и начала носить хиджаб, по решению суда воспитывает бывший муж. Оказалось, что за красивой историей о праведной мусульманской жизни скрываются отказ не только от своей веры, но и близких людей.
В прошлом году делили детей супруги из Челябинска, которые обосновались на Бали. Женщина забрала дочь и сына и уехала от мужа, утверждая, что тот её бил.
Другая челябинка украла пятилетнего сына у бывшего мужа-иностранца. Итальянская полиция возбудила уголовное дело по статье «Похищение несовершеннолетнего».
Столкнулись с проблемами при получении алиментов или раздела детей? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.