Бывшая сотрудница отдела охраны колонии № 5 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области Екатерина Шакурова, заявившая об избиении начальником и незаконном увольнении, рассказала 74.ru, из-за чего на работе возник конфликт и как она пыталась его решить. Направив видеообращение председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину и директору ФСИН Геннадию Корниенко, женщина надеется добиться наказания виновных.
— В октябре 2012 года, когда я вышла из декретного отпуска, наше руководство сменилось, и как раз из-за реформы начались массовые сокращения, — рассказывает Екатерина Шакурова. — Моим детям было один и три года, поэтому по закону я могла за своё место не опасаться. Но начальник отдела охраны всё же попросил меня уйти. Должность его гражданской супруги попадала под сокращение, и срочно нужно было место. Я одна воспитываю детей, мне не на кого рассчитывать, поэтому отказалась. Но в июле 2013 года мне вдруг вручили уведомление об увольнении «в связи с сокращением штата». Я обратилась в прокуратуру, и в итоге «ушли» другого человека. А меня восстановили, но тут же попытались уволить по другим основаниям.
Женщина обратилась в суд.
— И с этого момента агрессия со стороны руководства стала зашкаливать, — признаётся Екатерина. — Меня вызвали якобы на аттестацию, где сотрудники ГУФСИН уговаривали отозвать заявление. Я отказалась, и руководство стало тщательнее проверять мои смены. Когда нарушений найти не удалось, меня просто перестали допускать на службу, оформляя акты о прогулах, или стали давать странные приказы. В очередной раз я заступила на смену 31 декабря 2014 года. Заместитель начальника отдела охраны по телефону приказал мне, чтобы я взяла лопату и начала чистить снег вместе с осуждёнными. Я не могла не подчиниться. При этом осуждённые находились в карауле рядом с оружием и боеприпасами, что, мягко сказать, небезопасно и незаконно. Когда сильно замёрзла, поднялась в кабинет отдела охраны, в который есть доступ у всех наших.
По словам Екатерины, пока она наливала себе чай, все сотрудники разошлись выполнять свои обязанности.
— И сразу же в кабинет зашли начальник и его зам, — продолжает бывшая сотрудница ГУФСИН. — За два дня до этого начальник мне сказал, что «надаёт мне по башке». И я, когда увидела, что его зам дверь закрывает, испугалась, включила диктофон на телефоне и положила его в карман. Они оба на меня стали кричать, материться, ругать, что как я вообще посмела подняться в комнату и себе чай налить, если был приказ снег чистить?! А потом начальник стал хватать меня за воротник куртки и выкидывать из кабинета. При этом бил по голове. А его зам ему помогал выталкивать меня и дверь перед нами открыл.
Женщина обо всём сразу сообщила в ГУФСИН по Челябинской области, а затем поехала в травмпункт.
— Я себя почувствовала очень плохо — голова шла кругом, тошнило, — вспоминает Екатерина. — Меня обследовали и поставили диагноз «внутренняя черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга», зафиксировали ушиб и гематому. После двух недель в больнице я обратилась в суд и разместила в открытом доступе диктофонную запись.
В травмпункте мать двоих детей допросил дознаватель.
— Я всё рассказала, запись предоставила, и в отделе дознания Металлургического РОВД возбудили уголовное дело по статье 116 Уголовного кодекса (побои. — Прим. ред.), — говорит Екатерина. — Параллельно я подала жалобы в администрацию президента и областную прокуратуру, потому что произошло должностное преступление. После моих обращений дело передали в Следственный комитет Металлургического района Челябинска. Провели медэкспертизу, начальника и его зама проверили на полиграфе, который показал, что первый на самом деле несколько раз ударил меня и выкидывал из кабинета, а второй был этому свидетелем и помогал. А меня на полиграфе почему-то не стали проверять. Сразу после этого оба признались, что лукавили, а следователь почему-то прекратил дело «за отсутствием состава преступления». По 286 статье УК РФ (превышение должностных полномочий. — Прим. ред.) дело так и не возбудили.
После этого женщину уволили во второй раз, но она восстановилась в должности через суд.
— В апелляционном определении судья Челябинского областного суда указала, что, действительно, начальники создали невыполнимые для работы условия, — продолжает Екатерина. — Я с исполнительным листом приехала в ГУФСИН, а начальник отдела кадров и юрист прямо заявили, что я к ним ненадолго вернулась. Это было в марте 2016-го. А в августе меня уволили «в связи с окончанием контракта». Вот только тот контракт, на который они сослались, был незаконным, его составили с нарушениями. Я даже не видела его прежде! А контракт, который я подписала в 2008 году при устройстве, по сути, действует до сих пор. Вот только на работу вернуться не могу, и зарплату по нему не платят.
Она утверждает, что с самого начала конфликта множество раз писала рапорты на перевод в другое учреждение, к другим руководителям.
— Я реально опасалась за свою жизнь, потому что мне приходилось нести службу с оружием рядом с теми людьми, которые меня избивали, — с горечью вспоминает Екатерина. — Я даже готова была переехать с детьми в другой город. Но мне раз за разом отказывали. Сейчас моим деткам семь и девять лет. Я по-прежнему единственный кормилец в семье. На нормальную постоянную работу так и не удалось устроиться. Где смогу, там и подрабатываю. Мой прежний начальник недавно ушёл на пенсию. С той женщиной, из-за которой всё закрутилось, он не живёт. Ни его, ни его заместителя толком и не наказали — так, дисциплинарные взыскания. Если бы меня не выжили из ГУФСИН, в этом году мне были бы положены пенсия и субсидия на покупку жилья. По сути, мне не дали доработать всего два года.
Женщина надеется, что после её обращения к председателю СК и директору ФСИН проведут тщательную проверку, виновных накажут, а она сможет вернуться на работу.
Как сообщили в пресс-службе ГУФСИН по Челябинской области, информация, изложенная в видеообращении Екатерины Шакуровой, которая проходила службу в отделе охраны ИК-5 с ноября 2006-го по август 2016 года, не соответствует действительности.
— В мае 2015 года в отношении Екатерины Шакуровой была инициирована служебная проверка по факту неисполнения должностных обязанностей по занимаемой должности начальника караула. По итогам этой проверки она была уволена из органов уголовно-исполнительной системы, — говорится в заявлении ГУФСИН. — Шакурова посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд. Центральный районный суд рассмотрел её заявление и не нашел оснований для признания незаконным увольнение истца со службы. Она подала апелляционную жалобу в Челябинский областной суд на решение Центрального районного суда.
В сентябре 2015 года Шакурова была восстановлена в должности. В августе 2016 года её уволили в связи с окончанием контракта. В том же месяце женщина обратилась в суд с иском о повторном восстановлении на службе, в удовлетворении которого в ноябре следующего года отказали. Это решение Челябинский облсуд оставил в силе.
— Жалобы Шакуровой на то, что она была якобы избита своим коллегой, также не соответствуют действительности, уголовное дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступлений, — заключили в ведомстве.
Если вы хотите поделиться информацией об интересном событии или проблеме, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.