На Южном Урале возникли проблемы с доставкой в больницы по госконтрактам пациентов с хронической почечной недостаточностью. Из-за долгов по зарплате водители готовы отказаться от перевозок безнадёжных больных на жизненно необходимые процедуры гемодиализа. Об этом 74.ru сообщили сотрудники сразу нескольких компаний, выигравших аукционы в прошлом году. Все эти фирмы аффилированы с одним предпринимателем, признанным банкротом за долги кредиторам. Сам бизнесмен проблемы не признаёт, а на днях выиграл очередной аукцион челябинской областной больницы на восемь миллионов рублей. В ситуации разбирался 74.ru.
На Южном Урале, по последним данным регионального Минздрава, проживают 1025 пациентов, которым постоянно требуется помощь аппарата искусственной почки. Такое оборудование есть только в крупных больницах, и пациентам из разных районов области приходится трижды в неделю преодолевать расстояние до ближайшего отделения — иногда это даже не десятки, а сотни километров. Дорогу до больницы пациентам оплачивают: ежегодно на это тратится порядка 100 миллионов рублей, причём доставка осуществляется от квартиры до больницы и обратно, что удобнее для больного, чем поездка на автобусе. Но в заложниках этой системы теперь оказались водители, которые согласились на личных автомобилях перевозить больных за небольшую плату, а в итоге денег не получили.
«Уволился бы, да больных жалко»
Виктор в мае этого года устроился в компанию «М-5-Авто», которая выиграла аукцион на доставку диализных пациентов из Копейска в областную больницу.
— Увидел объявление о работе в бесплатной газете и отправился в офис, — рассказывает мужчина. — Там сняли копии моих документов, распечатали договор, дали список с адресами пациентов и отрывные талоны, которые клиенты заполняют и оставляют в отделении каждый раз, когда приезжают на процедуры. Буквально через пару дней я вышел в первый рейс на своей машине. За каждую поездку мне обещали платить по тысяче рублей: половину (на бензин) должны были перечислять перед рейсом, вторую половину — по итогам месяца. Но уже через две недели начались проблемы: деньги на бензин перестали перечислять вовремя, их приходилось выбивать каждый раз перед поездкой.
В областной больнице, пока Виктор ждал с процедуры своих подопечных, он начал общаться с водителями из других районов, и выяснилось, что выбивать от руководства им приходится не только деньги на бензин, но и оставшуюся часть зарплаты.
— Оказалось, руководитель организации — товарищ недобросовестный, были водители, которым он был должен по 50–100 тысяч рублей, — говорит Виктор.
В договоре, который владелец авто и водитель по совместительству заключал с ООО «М-5-Авто», директором значился Виктор Картышов, но фактически все вопросы решал другой человек.
— Картышова я ни разу не видел, общался всегда с Николаем Александровичем Мазеевым, — говорит Виктор. — Именно он проводил собеседование, и все финансовые вопросы мы решали с ним. Когда я не получил зарплату за май, поехал и написал заявление на увольнение. За месяц работы организация осталась мне должна 6,5 тысячи рублей, этих денег я так и не увидел. Я звонил Мазееву, сначала он обещал всё выплатить, а когда я начал наседать — внёс меня в чёрный список. Потом ему звонила моя супруга, но после первого звонка его номер тоже перестал отвечать.
Ещё одному водителю из Пласта — Александру — за перевозку диализных пациентов в ту же областную больницу работодатель, по его словам, должен 23 тысячи рублей.
— Организация, в которую я устроился в октябре, называется «Автомедиус», в Челябинске офис находится на улице Энгельса, 44, — говорит мужчина. — Я вожу в Челябинск троих пациентов, одна из женщин практически не ходит, её всегда сопровождает муж. Ездим три раза в неделю, больных нельзя от этой процедуры освободить, люди обречены, без диализа они умрут. За каждый рейс мне обещали платить 2300 рублей. Перед рейсом организация перечисляет на бензин 1300 рублей, остальных денег я с сентября уже не видел. Полностью ещё никому не платили, перечисляют по две-три тысячи. Я, например, пенсионер, а у кого-то это основная работа. Уволился бы, да больных жалко, на кого их бросишь?
Четыре компании и один директор
Интересно, что в компании «Автомедиус», директором которой по документам является Дмитрий Ефимов, по словам водителей, руководит всем другой человек.
— На самом деле руководит там всем Мазеев. О нём много информации в интернете, но главное, его давно объявили банкротом как индивидуального предпринимателя, значит, руководящей и финансовой деятельностью заниматься не имеет права, а он везде успевает, — говорит Александр. — Получается, с Мазеева ничего не взять, потому что договор мы заключали с Ефимовым, а кто такой Ефимов? Мы его даже не видели. Мазеев утверждает, что областная больница не вовремя переводит деньги, но мы обращались к депутату, тот делал запрос в Минздрав, и там заверили, что все деньги переведены полностью.
На сайте центра организации закупок в сфере здравоохранения Челябинской области за последние два года опубликована информация о 13 аукционах на перевозку пациентов для гемодиализа. Восемь из них на общую сумму более 48 миллионов рублей выиграли фирмы, которые, по данным 74.ru, связаны с челябинским предпринимателем Николаем Мазеевым. В большинстве случаев заявки победителей были либо единственными, либо конкурировали с такими же аффилированными Мазееву фирмами.
Итоги последней закупки — на восемь миллионов рублей — подвели на прошлой неделе. Её победителем стала компания «Солнечный город», директором которой значится сам Мазеев, а учредителем — его супруга.
В 2013 году Николай Мазеев, действительно, признан банкротом за долги кредиторам на сумму более 65,5 миллиона рублей. Он числится в реестре должников и в базе судебных приставов. Его имущество активно распродают в рамках конкурсного производства.
О том, что компаниями «Автомедиус», «М-5-Авто» и «М-5-Авто Плюс» руководит Николай Мазеев, говорят и другие факты. Например, фирма «М-5-Авто» зарегистрирована в 2010 году по адресу: Первомайская, 7 в Травниках Чебаркульского района. «М-5-Авто Плюс» внесли в реестр юрлиц в июле 2013-го, а «Автомедиус» — весной 2015 года. Обе компании числятся по адресу: Энгельса, 44 в Челябинске. Это здание непродовольственного магазина, как и помещение на Первомайской, 7, до октября 2017 года принадлежало Николаю Мазееву.
В контактах одной из этих фирм-перевозчиков мы нашли адрес электронной почты некоего Николая, анкетные данные которого полностью совпадают с данными Мазеева Николая Александровича. Номер мобильного, по которому водители этих компаний связывались с руководителем, фигурирует как телефон Николая Александровича во множестве объявлений, в том числе о продаже зданий на Энгельса, 44 и в Травниках.
«Просрочка в три дня — не проблема»
74.ru обратился по этому номеру за комментарием Николая Мазеева. На звонок ответила помощница бизнесмена. Она не стала отрицать, что её начальник связан с фирмами «Автомедиус» и «М-5-Авто», но соединить с руководителем отказалась. Позже Мазеев сам связался с журналистом 74.ru.
— Честно говоря, я не знаю, как комментировать жалобы водителей. Пусть покажут хотя бы одно обращение к нам о невыплате зарплаты, потому что у нас таких обращений нет, — заявил собеседник сайта. — Сам хочу во всём разобраться. Сейчас поступают звонки и письма на адрес областной больницы, но в списках нет ни таких водителей, ни пациентов. То ли это в преддверии торгов нагнетается ситуация, то ли ещё что-то. Нам уже задавали СМИ вопрос по одному из водителей, но у него просрочка по зарплате составила всего три дня, мы просто не успели обработать информацию, но три дня — не такая серьёзная проблема. Понимаю, если бы была письменная претензия, и мы не отреагировали на неё, тогда жалуйтесь куда хотите.
Николай Мазеев уверен — проблемы с водителями никак не отразятся на доступности помощи пациентам с почечной недостаточностью.
— Не хотят работать — пусть откажутся, мы кого-нибудь другого поставим на это место, но это никак не связано с безопасностью пациентов, — говорит руководитель компании. — Водители сейчас раскидываются лозунгами, что люди останутся без помощи, это не совсем правильно. Мы с самого начала эти контракты обслуживаем, уже года четыре, причём с разными больницами по области, и проблем не возникало.
С пациентами, может быть, и не возникало, а с оплатой труда водителей проблемы всё-таки были. До 2017 года компании Мазеева делили госконтракты на перевозку пациентов с фирмой «Урал-Маршрут». Интересно, что в ноябре 2018-го арбитражный суд Челябинской области постановил взыскать в пользу этой фирмы с «Автомедиуса» почти 600 тысяч рублей. Как оказалось, в январе прошлого года компании заключили договор на перевозку пациентов из Копейска в Челябинск. «Урал-Маршрут» девять месяцев исправно исполнял его, но денег от заказчика не получил.
Не получил денег и копейчанин Виктор, который уволился уже больше полугода назад. В интернете есть масса гневных отзывов с призывами не устраиваться на работу в вышеперечисленные организации от бывших сотрудников.
— Проработала с 6 сентября по 1 ноября, зарплату не получила, — пишет Надежда. — Кормят обещаниями: то свет отключили, то дайте нам отсрочку, то на следующей неделе. Расторгла договор, но так это дело не оставлю, буду писать заявление и собирать подписи, мои клиенты (кого я возила) пообещали в этом помочь! Люди остались к зиме без авто, с их слов, эти два месяца они горя не знали....не устраивайтесь туда!
— Люди, не устраивайтесь, данная организация не платит по три месяца, только обещания, — поддерживает Надежду Александр.
Методы работы и взаимодействия компаний Николая Мазеева с водителями объясняют многие вещи. Например, несколько лет вместе с ними на госконтракты претендует ООО ТК «Гарант». Представитель компании рассказала 74.ru, что до последнего у них не было даже шансов выиграть аукцион из-за демпинга конкурентов, а работать на условиях, который предлагал тот же «Автомедиус», было совершенно невыгодно.
— Раньше на торгах они видели все суммы и снижали их до таких значений, что работать было бы просто нерентабельно. В этом году заказчик запросил с участников котировки, только при таких условиях мы сумели выиграть аукцион, — поделилась собеседница 74.ru.
Сейчас водители опасаются, что очередная смена названия позволит компаниям-перевозчикам не платить по счетам.
— Мы уже писали в прокуратуру, в Следственный комитет, но заявления там у нас не берут, говорят, это мелкое мошенничество, с ним должна разбираться полиция, — утверждает Александр. — А на днях компания Мазеева, только теперь с новым названием «Солнечный город», снова выиграла аукцион на перевозку пациентов областной больницы в 2019 году, и я боюсь, теперь мы точно ничего с него не получим.
Выход есть?
В ближайшие дни водители собираются обратиться в полицию. Юрист Татьяна Чеховских советует пострадавшим водителям ещё один вариант решения их проблемы.
— Сторонами был заключён договор гражданско-правового характера, а значит, и оспаривать его необходимо по общим правилам гражданского законодательства, — объясняет специалист. — Первым делом целесообразно провести переговоры с заказчиком и попытаться решить спор мирным путем. Необходимо объяснить, что если заказчик добровольно не выплатит сумму образовавшейся задолженности, вы будете вынуждены обратиться в суд. Это невыгодно в первую очередь заказчику, поскольку он понесёт дополнительные расходы в виде оплаты госпошлины, расходов на юриста, а также пеней и процентов за пользования чужими денежными средствами.
Если договориться не удалось, необходимо направить письменную претензию в адрес потенциального ответчика.
— Дождавшись ответа или не ответа, необходимо начать подготовку к судебному разбирательству: подготовить исковое заявление в суд и оплатить госпошлину. В случае невозможности оплаты госпошлины необходимо в письменном виде попросить суд о снижении её размера или об отсрочке её выплаты до вынесения решения суда, — советует Татьяна Чеховских. — Обязательно нужно попросить суд взыскать все понесённые по делу расходы с ответчика, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса.
Впрочем, к тому времени, когда суды закончатся, взыскивать долги уже может быть не с кого, разве что с очередных фирм-банкротов.
Тем временем в Копейске в частные руки планируют отдать перевозку экстренных пациентов. Автопарк скорой помощи заменят машинами пермского предпринимателя. Цена вопроса — почти 70 миллионов рублей. 74.ru выяснил, на что потратят эти деньги и как скоро возить бригады медиков начнёт частный транспорт.
Хотите поделиться новостью? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.