Знаменитый «немецкий квартал» в Металлургическом районе Челябинска рискует остаться без статуса объекта культурного наследия и исчезнуть с карты города. Несколько экспертиз, проведённых специалистом из Пензы, показали необоснованность включения необычных домов в федеральный реестр. Южноуральские краеведы забили тревогу. Они опасаются, что без охраны здания просто обветшают и пойдут под снос.
Квартал, построенный репрессированными немцами в 40-е годы прошлого века, называют «маленькой Германией». Кирпичные трёхэтажки выделяются европейским стилем: остроконечными крышами и эркерами — нетипичными для советской постройки балконными выступами. Когда-то улицу Социалистическую, на которой стоят дома, называли даже улицей Любви. Уж больно нравилось молодым людям гулять здесь и чувствовать себя словно в далёкой и недоступной Баварии.
Появлением необычных домов в послевоенные годы Челябинск обязан архитектору Якову Скуратовскому, эвакуированному на Урал из-за блокады Ленинграда. Именно он, можно сказать, преобразил район, активно застраивающийся для работников Челябинского металлургического комбината.
Трёхэтажки, стилизованные под немецкую историческую застройку, предназначались для сотрудников ЧМК. В отдельных домах на 18 квартир селили инженеров и начальников цехов. Жить в этом квартале было почётно.
За последние годы дома обветшали, а жители начали требовать проведения капитального ремонта. В 2017 году благодаря стараниям краеведов «немецкий квартал» включили в список выявленных объектов культурного наследия. Историки и экскурсоводы надеялись, что так «маленькая Германия» получит шанс на возрождение, дома возьмут под охрану, а фасады отреставрируют. Но у городских чиновников появился новый аргумент не вкладывать средства в ремонт коммуникаций старой застройки. Они заявили о том, что менять трубы и чинить крыши невозможно из-за особого статуса домов. Ремонтировать объекты культурного наследия могут только организации, имеющие специальную лицензию на проведение реставраций.
Если бы архитектор Яков Скуратовский увидел, как сейчас живётся в «маленькой Германии», то пришёл бы в ужас. В каждом подъезде разруха, обшарпанные стены, окурки и бутылки на площадках. Среди владельцев квартир сотрудников ЧМК почти не осталось, они постарались избавиться от квартир в этих домах. Теперь в «немецком квартале» — в основном квартиросъёмщики.
Виталий один из тех, кто снимает комнату. Считает, что жить в доме можно:
— Конечно, в подъезде — жуть, но я неизбалованный, приехал из деревни. В целом комната нормальная, снимаю за шесть тысяч, — говорит молодой человек.
Среди жильцов находим «коренных» владельцев. Татьяна живёт в немецком доме около 30 лет.
— Эта квартира мужу досталась по наследству, — рассказывает хозяйка «трёшки». — Здесь уже тогда требовался капитальный ремонт. Трубы часто протекают, перекрытия деревянные, если над нами у кого-то чуть-чуть вода пролилась, у нас тут потолок намокает. В своей квартире мы, конечно, все трубы заменили, а внутри-то коммуникации остались старые. Этот статус (объектов культурного наследия. — Прим. ред.) нам даром не нужен. Пусть лучше ремонт сделают.
Татьяна признаётся, что, несмотря на все недостатки, сам дом достаточно тёплый. Об этом говорит и другая Татьяна — из соседнего дома. В 90-е годы она специально переехала в «немецкий квартал» и до сих пор об этом не жалеет.
— У нас раньше была комната на Румянцева, потом мы купили квартиру здесь, сын тоже живёт в этом же подъезде, — рассказывает женщина. — Мне очень нравится квартал, посмотрите, какие красивые дома. И квартирой я довольна. Я раньше работала в строительной сфере и знаю, что никакая бетонная плита не сравнится с кирпичной кладкой, а здесь стены хорошей толщины. Немцы строили на совесть. Никаких соседей не слышно. Я даже окна не стала менять, ни за что не поставлю пластик вместо натуральных деревянных рам.
По словам Татьяны, беда в том, что многие владельцы квартир «сбежали», а «трёшки» превратились в коммуналки, с арендой комнат.
— Они же не следят за порядком. Я поначалу мыла пол в подъезде, а потом бросила. Кругом одни пьяницы, в подъезде постоянно окурки и бутылки, — возмущается женщина.
Сейчас в «немецких» домах от былого величия остались только фасады, но и те испорчены переделанными балконами и разношёрстными оконными рамами.
Краевед Юрий Латышев уверен, что нельзя допускать дальнейшего разрушения домов.
— Челябинск с катастрофической скоростью теряет свою уникальность. «Немецкий квартал» — это одна из интересных точек для туристов, это история нашего города, — подчёркивает краевед.
Эксперт из Пензы Светлана Васильева, которая оценивала дома, считает, что никакой ценности они не представляют.
— Архитектурный декор объектов ансамбля достаточно скромен, облик здания имеет исключительно утилитарный характер. Мемориальная ценность элементов застройки в отношении данного ансамбля отсутствует. Обнаружить не удалось, что в жилых домах жили, имевшие заслуги перед отечеством или связанные с важными историческими событиями, — говорится в документе (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.).
Юрий Латышев считает, что экспертиза проводилась с заведомо известным результатом.
— Светланой Васильевой было проведено более десяти экспертиз, и все они говорят о необоснованности включения домов в реестр объектов культурного наследия. Если хотя бы две-три экспертизы имели другое заключение, ещё можно было бы поверить в их объективность. Просто власти не хотят решать вопрос выделения дополнительных средств на капремонт, прикрываясь статусом. А лишение статуса позволяет просто снести дома, — возмущается Юрий Латышев. — 75 лет в них ничего не вкладывалось, а теперь нам заявляют, что здания в ужасном состоянии и не представляют никакой ценности.
Ещё в 2017 году в компании-регоператоре заявляли, что капремонт трёхэтажек начнут в сентябре. Дома № 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38 на улице Социалистической входили в краткосрочный план обновления крыш, фасадов, фундаментов, инженерных систем электро-, тепло-, газоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, установки узлов управления теплом. В компании даже заявили, что уже сформирована аукционная документация на выполнение работ по оценке технического состояния и проектирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся выявленными объектами культурного наследия. На этом всё заглохло.
До 6 февраля включительно Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области принимает мнения и рекомендации специалистов по экспертизе.
— Мы не можем высказать официально свою позицию по поводу «немецкого квартала», потому что сейчас идёт обсуждение, — заявила начальник отдела охраны объектов культурного наследия ведомства Надежда Степанова. — Предмет охраны ещё не определён.
По словам Юрия Латышева, при грамотном подходе можно и жильцам создать комфортные условия, и сохранить историческую память города.
— Нужно понять, что мы сохраняем. В данном случае интересен только внешний облик зданий, поэтому проводить капремонт, который не меняет архитектурный облик, вполне возможно. Такие примеры есть в других регионах, — подчёркивает краевед.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.