Челябинцы, решившиеся на покупку квартиры в микрорайоне «Парковый-2», столкнулись с неожиданным требованием от застройщика — подписать акт осмотра объекта, по которому жильё находится едва ли не в полуразрушенном состоянии. Об этом заявили сами клиенты компании. Иначе продавец просто отказывается заключать сделку. При этом в реальности жилое помещение выглядит нормальным и не имеет указанных на бумаге дефектов. Зачем это сделано — читайте в материале 74.ru.
В редакцию обратилась читательница, которая размышляет над покупкой квартиры в доме на улице Петра Столыпина в жилом комплексе «Зелёный квартал». Она утверждает, что вместе со стандартными документами менеджер строительной компании «Каскад» прислал ей акт осмотра объекта (экземпляр документа есть в распоряжении редакции. — Прим. ред.) и заверил, что без подписания данной бумаги квартиру девушке не продадут.
— При прочтении этого акта осмотра волосы становятся дыбом. Вкратце он гласит о том, что я и продавец провели осмотр квартиры и выявили следующие значения: квартира в разрушенном состоянии, но я не имею претензий и готова её купить за деньги по обычному прайсу застройщика, — рассказала читательница 74.ru. — Я спросила: это принудительный документ? Он имеет отношение к сделке купли-продажи? Менеджер ответил, что это добровольный документ, но пока я его не подпишу, сделка не состоится, такой указ руководства. Самое прикольное в этом, что в квартире, покупаемой мною, этих недостатков нет. Не отходят обои, нет вмятин на дверной коробке и так далее. Получается, я должна подписать документ, который не соответствует действительности! Это страховка застройщика на тот случай, если у меня через месяц отвалятся обои или слетит с петель входная дверь — я не смогу им выставить претензию, хотя приобрела квартиру с чистовой отделкой. Образно говоря, в магазине, прежде чем купить хлеб, меня заставляют подписать заранее согласие на то, что хлеб с плесенью и протухший, но у меня претензий нет. Или я покупаю лекарство, но заранее подписываюсь под тем, что лекарство контрафактное и с истекшим сроком годности.
Другая жительница «Паркового-2» квартиру у этого застройщика уже купила для своей свекрови, и ситуация, заверила она, абсолютно аналогичная — компания обязала подписать акт осмотра объекта с перечнем всех возможных дефектов, но в реальности квартира была в хорошем состоянии. Жильё челябинка, по её словам, забронировала ещё в декабре, а в марте ей отдали документы и предложили их подписать ещё до фактического осмотра. Из-за сроков и жизненной ситуации она пошла на риск и подписала данный акт.
— Квартира была в нормальном состоянии. Мы бумаги подписали, получили документы о собственности, потом только всё осмотрели и пришли к выводу, что с ней всё хорошо, всё в порядке. Они просто нас напугали изначально. Есть небольшие недочёты, недоделки, но они всё равно это всё устраняют, — рассказала жительница «Паркового-2». — Откосы были немного поцарапаны, они всё исправили. По этому поводу нет никаких претензий, — призналась девушка. — Мы очень долго ждали, это квартира для свекрови, она это время жила у нас, и мы спешили с покупкой. Когда читали этот акт, были немножко в ужасе, потому что там указаны вообще все недочёты, которые могут быть. Прочитали и были в замешательстве. Но потом квартиру осмотрели, пришли к выводу, что всё нормально. Считаю, что это не очень корректное поведение со стороны застройщика.
Обе девушки предположили, что компания таким образом страхуется от возможных судебных исков из-за любых недочётов: отошедшего плинтуса, царапины, неровности стены. В СК «Каскад» не слишком обрадовались вниманию СМИ по поводу акта осмотра объекта, в котором слова расходятся с реальностью. Там дали сухой комментарий.
— В соответствии со статьёй 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Стороны вправе при заключении договора купли-продажи недвижимого имущества составить акт, в котором указать фактическое состояние передаваемого имущества, — ответили в СК «Каскад». — Содержание подобных актов для каждой из продаваемых квартир индивидуально.
Председатель челябинской коллегии адвокатов «Перспектива» Александр Щербинин предположил, что застройщик страхуется от потребительских экстремистов. Этот термин неофициален, он никак не отражён в законодательстве, однако такое явление существует и получает всё более широкое распространение. Некоторые люди намеренно манипулируют законом о правах потребителей, чтобы получить какую-либо выгоду от производителей или, как в данном случае, застройщиков.
— Сейчас очень распространена судебная практика, когда люди покупают квартиры по договору долевого участия либо договору уступки, а после того, как квартира сдана, подают претензию и требуют возместить часть средств, которые необходимы для устранения выявленных недостатков. Это недостатки, с которыми всегда все жили, на которые не обращали внимания, но которые не соответствуют строительным требованиям, нормам и правилам. В частности, это перекос обоев, где-то перекос стены, где-то линолеум не приклеен, где-то труба не прокрашена. То есть ничего глобального, но, если следовать букве закона, всё это должно быть сделано, — объяснил Александр Щербинин. — И очень крупные суммы отсуживают. Люди идут в суд, просят провести строительно-техническую экспертизу, которая всё равно какие-то недостатки выявит. Сейчас застройщики и индивидуально, и коллективно ломают голову, как им противостоять этому. И один из способов, видимо, который они выработали, это не продавать квартиру без подписания такого акта приёмки, где перечислены все дефекты, которые только существуют в природе. Это сделано, чтобы человек не мог заявлять в суд. А если заявления всё же будут, у застройщика будет возможность возражать: все эти недостатки были известны, они устраивали покупателя.
В то же время адвокат не уверен, что такой акт обезопасит застройщика в суде. Александр Щербинин полагает, что многое зависит от судьи, и шанс на победу как покупателя, так и застройщика — 50 на 50.
— Застройщик будет ссылаться на то, что акт подписан, все недостатки указаны, потребителю предлагалось купить либо в таком виде, либо не покупать. То есть, какие потребитель может предъявлять претензии, если ему всё было известно, квартиру он купил именно с этими недостатками, — продолжил Александр Щербинин. — Логика потребителя будет основываться на двух аргументах: акт навязали и заставили подписать, то есть не было выбора, а второе — в законе о защите прав потребителя есть ссылка, что условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны, недействительны. Это условие как раз ущемляет по сравнению с действующими СНиПами (строительные нормы и правила. — Прим. ред.) и прочим. Потому однозначно сказать, чью сторону займёт суд, не могу.
Вы готовы купить квартиру в нормальном состоянии, но «убитую» на бумаге?
Ранее компания «Каскад» оказалась в центре скандала из-за уплотнительной застройки. В «Парковом-2» жители домов на Петра Столыпина, 15 и Петра Сумина, 18 были вынуждены наблюдать, как на месте детской площадки строят многоэтажку. 20 июня прошлого года экс-губернатор Борис Дубровский встретился с жильцами и распорядился проверить все разрешительные документы на новые стройки и доработать проект. Но уже 23 июня стройка активно продолжилась. Одному из жителей микрорайона пришлось пойти на кардинальные меры — он перегородил въезд на стройку своим автомобилем. Застройщик обратился в суд, и тот постановил, что активный челябинец должен оплатить простой техники и испортившийся бетон — 380 тысяч рублей. В апреле областной суд рассмотрит апелляцию.
Если компания «Каскад» захочет дать более развёрнутый комментарий, редакция 74.ru готова его добавить. Связаться можно через почту редакции, а также по телефонам +7 93 23-0000-74, 7-0000-74.
Столкнулись с нарушением прав? Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».