Челябинец Александр Смольников намерен оспорить решение о законности помещения его в интернат для умственно отсталых детей. Сегодня, 10 апреля, он подал в суд Центрального района заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Молодой человек за несколько месяцев так и не смог найти документы, на основании которых его отправили в спецучреждение.
Александру Смольникову пришлось сделать множество запросов, чтобы понять цепочку обследования детей и направления их в интернаты для умственно отсталых в начале 2000-х.
— Любое обследование ребёнка проводится согласно приказу. Но куда ни копнуть — в администрации района, города, детском доме или интернате — ни у кого не сохранились документы, касающиеся меня, — говорит Александр. — В суде несколько раз подчёркивалось, что решение психолого-медико-педагогической комиссии носит рекомендательный характер и мои интересы представлял детский дом, который принял решение отправить меня в интернат для умственно отсталых детей.
В комитете по делам образования Челябинска заявили, что в их архивах нет документов о том, кто проводил обследование и какое было дано заключение, в психиатрическом кабинете сослались на пожар, в котором могли сгореть необходимые бумаги.
— В суде мне указывали на то, что недостающий документ хранится в моём личном деле, которое я получил после окончания училища. Я нашёл расписку, в ней указан весь список документов, и никакого решения комиссии в нём нет, — подчёркивает Александр. — С юристом связался человек, он сказал, что заинтересован в справедливом решении, и попросил обратить внимание на подпись Вадима Кеспикова (тогда он был начальником управления образования. — Прим. ред.) в направлении в интернат. Мы сравнили её с той, что представлена на сайте госзакупок в настоящее время. Видна большая разница, что может говорить о подделке подписи.
Александр Смольников допускает, что никакого обследования не было, и детей помещали в интернат по отлаженной схеме из-за подушевого финансирования. Тем более что судьбами детей никто не интересовался.
24-летний челябинец заинтересовался законностью помещения в интернат для умственно отсталых детей после того, в областной психбольнице ему сняли диагноз, сказав, что он здоров и не имеет отклонений. Молодой человек обратился в суд, требуя наказать тех, из-за кого он провёл 10 лет в интернате, как в аду, и не смог получить нормального образования. В ходе разбирательств выяснилось, что диагноз Александру изменили в связи с новой, более мягкой, классификацией заболеваний. Но вопрос о наличии документов, по которым мальчика отправили в спецучреждение, остался открытым.
12 октября 2018 года суд Центрального района отказал в удовлетворении иска и получении моральной компенсации в размере 10 миллионов рублей. Молодой человек считает, что в детстве достаточно было провести коррекцию, а теперь со справкой из интерната он не может продолжить обучение и устроиться на хорошую работу.
28 января Челябинский областной суд оставил решение суда первой инстанции без изменений. Несмотря на это, дело получило большой резонанс. Сам Александр признаётся, что ему стали писать люди из разных городов, которые считают, что им поставили ошибочные диагнозы.
На 74.ru также поступило несколько обращений от родителей. Они полагают, что обследование детей в комиссиях проводится поверхностно и превращается в развешивание ярлыков, чтобы потом настаивать на помещении детей в коррекционные учреждения.
Столкнулись с проблемами в системе образования? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».