Город проблема «Государство к нам слепо»: незрячий челябинец четыре года ищет работу, чтобы содержать семью

«Государство к нам слепо»: незрячий челябинец четыре года ищет работу, чтобы содержать семью

Артём Мартынов по профессии массажист, но из-за инвалидности работодатели ему отказывают

Артём очень любит свою семью и готов сделать всё возможное для их благополучия

Челябинец Артём Мартынов вот уже четыре года старательно ищет работу, чтобы обеспечивать жену и маленького ребёнка. Он квалифицированный массажист. Но везде, куда бы мужчина ни обращался, в трудоустройстве ему отказывают. Всё дело в том, что Артём — инвалид по зрению, он совсем ничего не видит и передвигается с собакой-поводырём.

Год назад у Артёма и Марины родился сын

Артём Мартынов с 16 лет был практически слеп. Но жить на пенсию по инвалидности его не устраивало, и в 2013 году он выучился в специализированном медицинском колледже в Кисловодске на массажиста.

С женой Мариной Артём познакомился в специализированном колледже для незрячих

В колледже Артём познакомился с будущей женой Мариной. Она слепа на один глаз и тоже училась на массажиста. Пара поженилась, а после выпуска решила переехать на родину Марины — в Челябинск. Супруги были уверены, что в городе-миллионнике для инвалидов уж наверняка будет больше перспектив, но работы по специальности незрячему Артёму здесь не нашлось. Мужчина некоторое время проработал в поликлинике, затем в одном из фитнес-центров на Северо-Западе, а с 2015 года находится в постоянном поиске места для трудоустройства.

По улицам Артём передвигается в сопровождении собаки-поводыря

— Я пытался устроиться массажистом в несколько поликлиник — на Блюхера, Рылеева и Свободы. Марину взяли [на работу] без проблем, но у неё остаточное зрение есть. А мне отказывают. В одной из поликлиник старшая медсестра хотела меня взять на работу без всяких проблем, но главврач её не поддержал, — рассказал журналисту 74.RU Артём. — Пытался устроиться в детсад в районе Центрального рынка. Я простоял на бирже труда, и трудовой инспектор мне дал эту вакансию — она как раз была по госпрограмме квот [рабочих мест] для инвалидов. Я позвонил директору детсада, объяснил, кто я, но лично мы не встречались. Когда я перезвонил ей позже, директор сказала, что воздержится от того, чтобы брать меня на работу, а трудовому инспектору объяснила, что я не справлюсь. Ответов мне от работодателей бывает много разных. Кто-то говорит, что моя школа устарела. А кто-то в лоб спрашивает: «А что, бывают слепые массажисты?»

У Марины тоже проблемы со зрением, но, в отличие от Артёма, она не полностью слепа

Сейчас вопрос денег в семье Артёма встал особенно остро. Год назад у мужчины родился сын, жена ушла в декрет, и семья вынуждена жить лишь на пенсии супругов по инвалидности.

— Пенсия у меня 18 тысяч рублей, у Марины меньше. Это, конечно, стабильный доход, но у нас сейчас маленький ребёнок. [Деньги требуются] на памперсы, пюрешки и так далее. У сына тоже со зрением проблемы, приходится покупать дополнительно медикаменты, витамины, и денег хватает от пенсии до пенсии. У меня чисто на коммунальные платежи уходит по пять-шесть тысяч рублей, — приводит расходы Артём. — Хочется найти работу по специальности. Я отучился три года. И мне неохота штаны просиживать и быть каким-то приспособленцем, хочется кому-то помогать. Я не люблю, когда говорят: «Ты же инвалид, получаешь пенсию. Зачем тебе работать?» Поживите на эту пенсию и посмотрите, захочется ли вам так жить.

Артём в постоянных поисках работы вот уже пятый год

Найти работу Артём пытался через центр занятости населения, но и это пока не дало результатов.

— У нас [в обществе слепых] были собрания по поводу трудоустройства инвалидов. Приходили из центра занятости. Незрячие спросили у них, сколько они уже трудоустроили инвалидов по зрению. А в ответ молчание. Есть, конечно, люди, которым удаётся найти работу. Но это бывает очень-очень редко, — говорит Артём. — Я бы с удовольствием устроился на какие-то альтернативные места работы, но для меня их просто нет. В этом году я обращался на прямую линию президента Владимира Путина, задавал вопрос по этому поводу. Но для незрячих, наверное, [остаются] только такие профессии, как массажист, психолог и педагог. И если в госучреждениях ещё выделяются хоть какие-то квоты для инвалидов, то в частном секторе вообще можно большой прочерк поставить. Они не хотят брать на работу инвалидов. Боятся, что с инвалидом надо возиться, что за ним надо глаз да глаз, отслеживать каждый шаг, требуется специально оборудованное рабочее место. И для работодателей в этом случае никаких особых льгот практически нет. Я договариваюсь прийти и заполнить анкету. Но только я говорю, что ничего не вижу, — получаю отказ.

С рождением сына семье Артёма потребовались дополнительные финансы

Чтобы облегчить Артёму поиски работы, знакомая челябинца, фотограф Елена Ерастова, рассказала о его проблеме в соцсетях и обратилась за помощью к неравнодушным подписчикам.

— Артём окончил колледж с красным дипломом. Марина пишет книгу, сочиняет стихи и рисует картины. Артём ответственный и не ищет жалости: жена, ребёнок и собака — его осознанный выбор. И он готов сделать многое для них, — говорит Елена. — Я поймала себя на ощущении, что Артём отчаялся. За время нашего общения я не слышала от него жалоб на то, что наш город не предназначен для перемещения инвалидов. Тут всё просто — его не берут на работу из-за его зрения! Он даже в своё время достучался до Дубровского (в то время губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. — Прим. ред.), но ему посоветовали открыть своё дело, самому организовать для себя работу. Это, конечно, прекрасно, но не все в жизни бизнесмены.

Артём с супругой приехал в Челябинск в поисках перспектив, но наткнулся на непонимание со стороны работодателей

После публикации Елены с Артёмом связался представитель регионального реабилитационного центра. Но учреждение оказалось настолько далеко от места, где он живёт, что мужчине пришлось отказаться от предложения. По городу Артём передвигается с собакой-поводырём и может самостоятельно доехать до места на общественном транспорте, если в пути нет пересадок.

— С доступностью среды в нашем городе зрячий-то может ноги сломать, поэтому я и взял собаку-поводыря, чтобы ни от кого не зависеть. Благодаря ей я могу самостоятельно ездить в общество слепых или в тот же фитнес-центр, где я работал. Не буду же я постоянно супругу или соцработника об этом просить. Собака регулярно проходит медкомиссию, она абсолютно здорова и может сопровождать меня в любых госучреждениях, даже в больницах, — уточняет Артём на наш вопрос про поводыря.

Пёс Артёма воспитан и регулярно проходит медосмотры

Несколько лет назад челябинец получил дополнительную специальность — он выучился в московском колледже на юриста. К концу обучения зрение Артёма ещё сильнее ухудшилось, и доучиваться ему пришлось буквально на слух. Но и наличие второго диплома не облегчило инвалиду поиски работы.

— Наше государство по отношению к инвалидам немного слепо. В больницах сотрудникам приходится много заполнять бумаг. И мне как незрячему говорят: «У нас же документация, нужно её заполнять». Но почему-то на Кавказе, где мы учились, таких вопросов нет — просто находятся люди, которые готовы помочь. Я даже согласился бы на то, чтобы отдавать из своей зарплаты какую-то денежку, чтобы кто-то эти бумаги помогал заполнять. Думаю, кто-то бы всё равно откликнулся и помог мне. Да и на дворе XXI век. У меня есть специальный компьютер для слепых, который озвучивает всё, что я печатаю, — недоумевает челябинец.

Артём признаётся, что за время поисков работы и общения с людьми не раз слышал высказывания о неполноценности. Но мужчина на них не обижается.

— Да, есть среди нас такие [инвалиды], которые с мамой и папой полжизни прожили, и адаптации [у них] практически ноль. Нас по-разному называют. Что мы ущербные и так далее. Наверное, обижаться на это причин нет, потому что это факт, что я инвалид. Но отсутствие зрения нас закаляет и заставляет многое ценить в жизни. Да, мы ограничены [в возможностях]. Но кто хочет жить, тот не будет спиваться и вести асоциальный образ жизни. Я очень рад, что у меня есть семья и знакомые, с которыми я с удовольствием общаюсь, — подчёркивает Артём.

Хотите помочь Артёму? Или знаете других челябинцев с интересными или сложными историями? Напишите нам на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления