В Челябинске жильцы трёх новостроек больше года пытаются заставить управляющую компанию отремонтировать опасные лифты. Кабины ломаются по несколько раз в день, дребезжат, останавливаются не на нужных этажах и застревают с людьми внутри. Но обслуживающая организация не спешит с устранением неполадок. В первую очередь жильцам выставили приличный счёт. 74.RU выяснял, чем закончились попытки заставить УК провести ремонт из собственных доходов.
Каждый день жильцы трёх 16-этажек гадают, сколько времени им понадобится, чтобы спуститься на первый этаж или подняться на свой. В доме на Братьев Кашириных, 72 работает только один лифт, да и тот часто выходит из строя.
— Я жила раньше в старом доме, там лифту было более 30 лет, но таких проблем не возникало. Здесь же постоянно приходится идти до верхних этажей пешком или ждать лифт по 10–15 минут, потому что один не работает, а второй постоянно переполнен, — говорит жительница высотки Галина. — А я ведь уже в возрасте, ноги плохо ходят.
Молодая мама Елена каждый день гуляет с детьми, но со страхом вынуждена заходить в лифт. Однажды ей пришлось вместе с грудным малышом провести в застрявшей кабине полчаса.
— Лифт затрясло, всё заскрежетало. Я жутко испугалась, что кабина сейчас рухнет и я вместе с коляской, — с ужасом вспоминает Елена. — Потом он остановился, я нажала на «связь с диспетчером», мне сказали, что специалисты подъедут только тогда, когда освободятся. Ждала полчаса. Когда двери открылись, кабина оказалась выше уровня пола, кое-как коляску вытащили. Страшно было, что лифт в это время может поехать, я такое уже видела в новостях, тогда ребёнка не спасли.
Такие же проблемы с лифтами и в соседних домах: на Братьев Кашириных, 74 и 78а. Государственная жилищная инспекция Челябинской области буквально завалена обращениями. Специалисты дают предписание управляющей компании обеспечить должное обслуживание техники, срочно отремонтировать её, но на этом всё заканчивается.
— Я писала обращение в жилищную инспекцию, потому что УК не реагировала на все наши жалобы. Приехала инспектор и прокатилась с нами в лифте, когда кабину затрясло, она сама жутко испугалась. А мы вынуждены бояться каждый день. У нас там и дети застревают, достаём оттуда плачущих, — рассказывает председатель совета дома № 74 на Братьев Кашириных Светлана Наконечная.
Ей часто приходится подниматься на 12-й этаж пешком. В доказательство того, что лифт ломается почти ежедневно, женщина показывает записи в тетради, которые оставляют у консьержа.
Папку с многочисленными жалобами на часто ломающиеся лифты показывают и представители дома № 78а.
— Наш дом был сдан последним. Владельцы квартир заезжали в 2016 году. И практически сразу лифты начали барахлить. Они останавливаются не на тех этажах, на которых нужно: вместо пятого могут привезти на десятый, я уже не говорю о том, что лифты просто иногда отключаются, — говорит жительница дома. — Мы даже не можем добиться включения светового табло, чтобы при вызове понимать, на каком этаже сейчас лифт, стоит его ждать или нет.
Все три многоэтажки объединяют один застройщик и одна управляющая компания. Дома построила компания «Артель-С», которая принадлежит семье депутата Заксобрания Челябинской области Николая Янова. Обслуживает многоэтажки тоже одна УК, которая была аффилирована с застройщиком. Сейчас она называется ООО «Высота». В учредителях значатся два человека — Валентина Филипповна Овчинникова и Лев Вадимович Овчинников.
Когда хозяева квартир начали предъявлять претензии к работе лифтов, ответ был один: скидывайтесь и будет вам ремонт. Жильцов это не устроило, ведь они заезжали в новые дома не для того, чтобы сразу начать решать вопросы с недоделками. Люди стали проверять документы и в первую очередь гарантийные сроки лифтов.
— Несмотря на то что мы живём в домах недавно, гарантийные сроки все закончились. Застройщик спокойно установил эти кабины, а управляющая компания приняла их без всяких претензий, несмотря на недостатки. А теперь мы должны заплатить за это, — возмущается председатель совета дома Наталья Климентьева.
Жильцы решили выяснить, кто получает деньги за содержание лифтов. Оказалось, что управляющая компания «Высота» заключила договор с ООО «Уралком». Позже жильцы узнали, что в учредителях этой фирмы значатся те же фамилии, что и в руководстве управляющей компании.
— Получается, что руководство управляющей компании отказывалось устранять неполадки за свой счёт и превратило их не в проблему, а в ещё один источник прибыли, — недоумевают жильцы.
После того как собственники жилья начали говорить об этом, сумма счёта, первоначально выставленная управляющей компанией за ремонт лифта, снизилась более чем вдвое — до 86 287 рублей 35 копеек. Это ещё больше насторожило жильцов, и они начали проверять финансовую отчётность своей УК.
— По отчётам, которые компания публикует на сайте, видно, что к концу года у них остаются деньги. Мы не знаем, на что они их тратят, но с 1 января никакой прибыли уже нет. Суммы куда-то исчезают, а мы по-прежнему остаёмся с поломанными лифтами, — рассказывает Наталья.
Жильцы провели собственное собрание, на котором приняли решение обязать управляющую компанию отремонтировать лифты без дополнительного сбора средства. В ответ УК подала иск к собственникам квартир. Суд частично удовлетворил требования и обязал признать незаконными пункты протокола собрания, которые касаются в том числе спорного ремонта лифта.
В управляющей компании 74.RU заявили, что никакой прибыли с обслуживания дома у них нет.
— Этот дом убыточен для нас. Мы доказали, что необходимый ремонт относится к работам капитального характера, а не простому содержанию лифтов. Жильцам предлагалось собрать дополнительную сумму — получалось-то всего лишь примерно по тысяче рублей с квартиры, но председатель совета дома начала всех подбивать к тому, чтобы деньги не сдавали, — говорит представитель Группы компаний «Заречье», в которую входит ООО «Высота», Владислав Овчинников — сын директора.
По его словам, в поломке лифтов виноваты сами жильцы:
— Дети застревали, потому что прыгали в лифте. А сами жильцы перевозили в них стройматериалы для ремонта квартир, нарушали грузоподъёмность. А теперь не хотят этого признавать.
По словам Владислава Овчинникова, сейчас управляющая компания отказалась от услуг ООО «Уралком» и решила обслуживать лифты самостоятельно.
— Тариф очень низкий, жильцы против его повышения. Деньги идут только на работу диспетчерской, мастеров, мелкий ремонт, смазочные материалы. А выходить с заявкой на регоператора по капремонту, чтобы лифты обновить в счёт будущих собранных средств, мы не можем, так как управляющие компании не наделены подобными полномочиями по федеральному законодательству. В соответствии с Жилищным кодексом это должны сделать сами собственники, проведя собрание и получив одобрение двух третей от состава. Но люди не понимают этого механизма и устраивают какие-то протесты, — добавляет Владислав Овчинников.
Сейчас в двух домах на Братьев Кашириных лифты работают на страх и риск жителей. В другой высотке, против жильцов которой управляющая компания обратилась в суд, работает только один лифт. Второй закрыли несколько месяцев назад. Комиссия обнаружила в нём серьёзные дефекты и необходимость замены канатов.
— Ждём получения на руки решения суда, будем думать, что делать дальше. Остаётся только надеяться, что за это время не случится трагедии, — говорят жители новостройки.
Жильцы соседних домов с интересом наблюдают за развитием событий и не исключают, что их ждёт такой же сценарий. Во втором доме управляющая компания уже предложила собрать дополнительные деньги, чтобы лифт, который проработал пять лет, перестал пугать сильным раскачиванием и застревать.
В прошлом году в Челябинске разразился скандал с заменой лифтов по капремонту. В декабре арбитражный суд подтвердил сговор регионального оператора капремонта с компанией «Жилкомсервис», ранее принадлежавшей семье экс-губернатора Бориса Дубровского. В октябре Челябинское УФАС вынесло постановления о штрафах участникам лифтового сговора: 9,4 миллиона — ООО «Жилкомсервис», 100 тысяч рублей — региональному оператору капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Тоже воюете с управляющей компанией? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74.