Челябинке Терезии Герман исполнилось 105 лет. Она из крымских немцев, но во время войны оказалась на Южном Урале, тут и осела. Родственники женщины полушутя-полусерьёзно говорят, что она всегда была «огонь» — её не сломали ни война, ни голод, ни смерть детей. Бабушка никогда не болела и не жаловалась на жизнь. Редакция 74.RU съездила в гости к долгожительнице.
В день рождения в квартире Терезии Лаврентьевны собрались все родственники, оставшиеся в Челябинске: самому младшему, праправнуку, всего три месяца. Мы вручаем имениннице торт и цветы. На сладости она смотрит равнодушно, а вот букет просит не выносить из комнаты и поставить на тумбочку около кровати. Сама бабушка уже не ходит и очень плохо слышит, но ждёт, что гостей в праздник будет много. Женщина вспоминает, что в молодости была всеобщей любимицей.
— Сколько друзей у меня было! Сколько — это ужас! Приду в церковь — все окружают меня. На улице все окружают меня, — вспоминает старушка.
Терезия Лаврентьевна признаётся: никогда не думала, что проживёт так долго. В 70 лет она уже готова была умирать, но до сих пор чувствует себя неплохо. Женщина считает, что ей помогает вера в Бога. Кстати, обращается к Всевышнему челябинка на немецком языке, на нём же написаны молитвословы, которые она всегда держит около себя.
— Мы крымские немцы, — объясняет внучка пенсионерки Лариса Убанкина. — В селе Розенталь, где родилась бабушка, жили только немцы и говорили они исключительно на немецком языке. У бабушки образование три класса, и для неё всегда было гордостью то, что может нацарапать свою фамилию на русском. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 26 лет. Семье тогда дали два часа на сборы, потом загрузили в эшелоны.
Так Терезия Лаврентьевна вместе с мужем и ребёнком попала в Северный Казахстан. Оттуда её супруга отправили в трудармию в Челябинск, а сама женщина осталась работать поваром при бригаде трактористов в селе Покровка. По словам родственников, бабушка не любит вспоминать военные годы.
— Говорила только, как было тяжело, потому что у неё умерли дети. Сначала не перенесла болезни дочь, потом два малыша-близнеца скончались от голода. У неё молока не было. Когда она это рассказывала, я без слёз слушать не могла, — говорит Лариса.
После войны супруг Терезии Лаврентьевны увёз её в Челябинск. Семья получила коммунальную квартиру на ЧМЗ и осталась здесь жить, а почти все их родственники эмигрировали в Германию. Внучка отмечает, что бабушка нечасто об этом распространялась, но в первое время после войны, как и в годы самой ВОВ, оставшиеся в России немцы сталкивались с недоброжелательным отношением со стороны местных жителей. Дочери Терезии в школе приходилось непросто из-за её акцента. Уважения русских немецкая семья добилась своим трудолюбием. Муж Терезии Лаврентьевны работал помощником машиниста. Сама она шила одежду на заказ, а ещё помогала католическому храму.
— Она была самоучкой, за шитье брала недорого — как сейчас помню, от трёх до пяти рублей за сложное платье. Даже в сто лет бабушка умудрялась что-то строчить. Одевала всю семью. Швейная машинка до сих пор стоит в её комнате — она не даёт её выбрасывать.
В свой день рождения челябинка нарядилась в собственноручно сшитый пёстрый халат. А ещё попросила внуков надеть ей медали: за доблестный труд в Великой Отечественной войне и ещё три, которые она получила к годовщинам Победы. В этом году, в день рождения, начальник Курчатовского управления соцзащиты вручила Терезии Лаврентьевне ещё одну награду — к 75-летию Победы. Вместе с медалью ветерану передали поздравительное письмо от президента России Владимира Путина.
Родственники вспоминают, что много лет Терезия Лаврентьевна вообще не получала пенсию — все её документы сгорели, а восстановлением бумаг почему-то никто не занялся.
— Для неё тема денег очень болезненная. Она начала получать пенсию, когда я уже была достаточно взрослая — может, мне лет 15–16 было, — говорит внучка. — Помню, когда мой дядька из Германии приехал, он говорит: «Ну так не должно быть! Вы должны хлопотать!» Стал бегать, оформил все документы. И для неё это была отдельная гордость — её наконец-то оценили.
Родственники Терезии Лаврентьевны отмечают, что у неё всегда был боевой характер. Бабушка никогда не жаловалась и не позволяла внукам ухаживать за собой, даже когда ей было уже около ста лет.
— Она такая — огонь. Вот знаете, огонь, — смеётся Лариса Убанкина. — Она никогда не ходила медленно. У меня дед был такой всегда вальяжный, а бабушка как ураган пролетала.
Муж Терезии Лаврентьевны умер 13 лет назад. Родные признаются, что даже на похоронах супруга она не плакала, добавляя к её характеристике: «Очень сильная». По словам внучки, здоровью бабушки всегда можно было только позавидовать. Она почти никогда не болела.
— Сколько я за ней ухаживаю, пару раз только её в больницу отвозила, потому что она пыталась себе одеколоном примочки сделать на глаза. А так в основном: если что-то заболит — намазать одеколоном, заболел живот — накапать мяту. Если вдруг ей кажется, что заболело сердце, — скажет накапать ей валерьянку.
Родственники уверены: секрет долголетия Терезии Лаврентьевны — в её рационе. Она всегда скромно питалась и не позволяла себе сладостей. Могла сварить суп из половины куриного крылышка, а близких ругала за то, что они переводят продукты.
— Не было вот этого чревоугодия, которое у нас есть, — кивает внучка старушки. — Вот сколько я помню — говорят же, что надо рано завтракать, но она мне всегда другой пример показывала: она завтракала в 11–12. «Организм должен проголодаться!» — вот так заявляла.
На прощание семья обещает пригласить нас на 110-й день рождения бабушки. Родных в этот день должно будет собраться ещё больше, а праправнуки, которые пока только ползают, через пять лет уже смогут самостоятельно ходить.
В прошлом году мы рассказывали о другой челябинке, которой исполнилось 105 лет, — Анне Ивановне Плехановой. Она до сих пор делает зарядку, читает и соблюдает пост. Баба Аня помнит до мелочей и тяжёлое детство, и страшное предательство самых близких.
Знаете других долгожителей Челябинска? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, во «ВКонтакте», в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.