Строительство прогулочной зоны на берегу реки Миасс за филармонией провалили, не сумев за год построить объект за полмиллиарда рублей. Но городские власти эта неудача не остановила — чиновники затеяли еще более амбициозный проект, заявив о намерении обустроить сразу обе стороны реки. Реализация задуманного потребует миллиардных инвестиций и нескольких лет, это признают сами авторы идеи. Во вторник, 8 декабря, о ней подробно рассказали журналистам.
Один из инициаторов проектирования набережной — партнер Development Pro Вахтанг Чикаберидзе. По его словам, идеей благоустройства оставшихся участков поделились с мэром Натальей Котовой год назад. Она ей понравилась, и глава города назначила кураторами проекта сразу трех своих заместителей.
В конце прошлого месяца челябинцам предложили поучаствовать в разработке планов. В результате на карте появились более 120 объектов, которых в Челябинске еще нет, но могут построить вдоль реки.
— Это соучастное проектирование, — объяснил Вахтанг Чикаберидзе. — Лидер по такому проектированию сейчас — Татарстан, там прошло более 300 таких слушаний. Мы — третьи, уже тоже несколько провели.
По словам партнера Development Pro, длина набережной — 115 километров. Авторы идеи благоустройства надеются, что после ее воплощения по берегу реки будут ходить не 50–100 человек, как сейчас, а тысячи людей.
— Наш проект планирует объединить 4 куска в одно смысловое пространство, — рассказал он. — Люди смогут переходить с берега на берег по небольшим «инстаграмным» мостикам и фотографироваться. Кататься вдоль реки на велосипедах, самокатах или на новом для Челябинска транспорте — лодочке. Мы можем получить уникальный для России объект — самую длинную единую набережную систему.
Заместитель главы города по строительству Владимир Шамне от себя добавил, что река Миасс рассматривается в генплане Челябинска как одна из связующих частей всего города, вдоль которой можно гулять и комфортно проводить время.
— Генплан на доработке, и эта тема до сих пор активно прорабатывается, — заверил вице-мэр. — Участки набережной должны быть разными, но дополнять друг друга. Там, где театры и музеи — будет одна тематика, где жилые дома и деловые центры — другая. Где-то будет набережная парадная — в граните, где-то прогулочная, а местами — с выходом к воде. По замыслу, на берегах реки должен появиться каскад парков, увязанных между собой пешеходной и велосипедной дорожками.
Объединять разные участки набережной, по словам главного архитектора города Павла Крутолапова, будет набор требований, который уже разработан. Берега должны быть разноуровневыми, доступными для всех, с возможностью променада.
— Это тот каркас, на который будут накладываться разные стилистические решения и идеи, — рассказал Павел Крутолапов. — Набережная фигурировала во всех генеральных планах Челябинска, но так и оставалась недооцененной и нереализованной доминантой города. Я люблю иногда шутить: ну и слава богу, потому что непонятно, к чему бы это привело. Это большая работа. И сейчас мы, наверное, даже не в середине пути.
Все идеи, которые к этому моменту собрали авторы проекта, лягут в основу технического задания. Вахтанг Чикаберидзе заявил, что оно уже составляется, к концу декабря документ будут готовы презентовать общественности.
Техзадание дадут участникам архитектурного конкурса, который хотят провести по примеру ARHCHEL-2020. По оценкам партнера Development Pro, это мероприятие может пройти уже в следующем феврале или марте.
— Наш проект — не просто веселые картинки, мы примерно посчитали затратную часть, насколько это возможно посчитать, используя знания по тем набережным, которые в России были построены. Наша набережная в хорошем исполнении будет стоить примерно 6–7 тысяч рублей за квадратный метр, — поделился своими расчетами Вахтанг Чикаберидзе. — Это работа, может быть, даже на несколько десятков лет и для сотен инвесторов. Наша задача — привлечь не только федеральные средства, но и частные, в том числе из других регионов и даже стран.
Так как привлечь намерены разные потоки инвестиций, сроки реализации новой идеи не называют.
— У нас нет задачи за пятилетку построить всё. Из истории — это ни к чему хорошему не приводит. Нужно действовать не спеша, очень аккуратно. Раз у нас за 50 лет набережная не появилась, наверное, у нас есть возможность не спешить и, условно, сделать ее за три года, — объяснил Павел Крутолапов. — Начало положено.
Проект или прожект?
Скандалы сопровождают набережную за филармонией с момента ее проектирования. Пока официальный подрядчик в законные сроки еще только готовил работу, чиновники уже заплатили 1,4 миллиона рублей за одобрение проекта его конкурентов.
На бессмысленные расходы бюджетных средств обратил внимание обвиняемый во взятке экс-мэр Евгений Тефтелев. Зимой он дал показания против своего бывшего заместителя, ныне главы Челябинска Натальи Котовой.
Следственный комитет усмотрел халатность в действиях чиновников. Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность). Кто станет по нему обвиняемым, пока неизвестно.
Вместе с тем спустя полтора месяца после публичных показаний Тефтелева в суде Наталья Котова прервала молчание и опровергла эти обвинения.
15 декабря в Челябинске должны были торжественно разрезать красную ленточку на новой набережной, но в начале месяца мэрия сообщила о переносе сроков сдачи объекта сразу на год.
74.RU попытался разобраться, что происходит с ключевым объектом 2020 года, который откровенно провалили.