Они называют себя киберказаками. Объясняют, что борются с опасным контентом в интернете. Их проект «МедиаЩит» действует с 2019 года и охватывает сразу весь Урал, в том числе Челябинск. И теперь, когда законодатели официально запретили в Сети мат (закон о запрете нецензурной лексики в соцсетях вступил в силу 1 февраля 2021-го), дружинникам по-настоящему есть где развернуться. Разбираемся, как действуют активисты и есть ли смысл в их борьбе.
— Мы занимаемся матом в соцсетях, — рассказывает руководитель казачьей кибердружины «МедиаЩит» Андрей Замятин. — Делаем замечания гражданам, снизу под матом пишем комментарий, просим убрать или отправляем личное сообщение пользователю. На них чаще всего, правда, не отвечают, да и что они могут ответить? Это пока не очень работает.
Андрей Замятин сам из Челябинска, но координирует все кибердружины Урала: часть команды находится в Екатеринбурге, часть — здесь. Раньше они отслеживали порнографию, пропаганду наркотиков и призывы к экстремизму. Выявив сомнительный контент, сообщали о нарушениях в Роскомнадзор. Теперь вычисляют матершинников — «отстаивают чистоту русского языка». В качестве альтернативы деструктиву казаки размещают свои посты — в них подборки фильмов, уроки для начинающих фотографов и информация о мошенниках в Сети. У интернет-казаков есть даже свой «ТикТок», там активисты демонстрируют видеоопросы «Кто был первым президентом Россйиской Федерации?», «В каком году была создана Конституция?» и «Куда смотрит орел на гербе России?».
К слову, борьба с бранью ведется не бесплатно: активисты получили субсидию на свой интернет-мониторинг. Ее выделило Министерство образования Свердловской области, так как штаб всех уральских кибердружин располагается в Екатеринбурге.
По новому закону посты с нецензурной бранью Роскомнадзор блокировать не может. Вся ответственность возложена даже не на пользователей, а на администраторов соцсетей, которые должны удалять такой контент. Но, как указано в законе, за ненормативную лексику санкций нет — по крайней мере, пока. Наказание для интернет-платформ (штраф для юрлиц до 8 миллионов рублей) пока предусмотрено за контент с детской порнографией, наркотиками, самоубийствами, кибербулингом, онлайн-казино, продажей алкоголя онлайн, насилием с участием несовершеннолетних и призывами к массовым беспорядкам.
Инициатор законопроекта Александр Хинштейн в своем твиттере объявил о нововведении в начале февраля и поиронизировал, мол, комментарии к его посту еще раз докажут: мат пора искоренять.
Другой депутат Госдумы Дмитрий Вяткин считает, что проблем с излишней грубостью в интернете нет, да и сам закон дублирует другой, уже действующий.
— У нас запрет на нецензурную лексику есть давным-давно в законе о СМИ, и он исполняется, распространяется на всю публичную информацию, — рассказал Вяткин 74.RU. — В том числе и на интернет. А там история была такая — никто поначалу внимания не обращал [на закон], потом, когда ввели ответственность за мат, журналисты и блогеры все проматерились, день, два, три, был такой детский флешмоб, сразу после этого все успокоились.
В комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, который разработал законопроект о запрете мата в соцсетях, обещали подготовить комментарий о киберказаках. Правда, почему-то ответ на запрос вызвал затруднение у парламентариев, и спустя 7 дней в пресс-службе сообщили:
— Вопрос по казакам спорный, конечно. Мы пропустим этот комментарий, — коротко отчитались в комитете Госдумы.
Мы обратились к Роскомнадзору и представителям «Фейсбука», «ВКонтакте», «Инстаграма», «Твиттера» с просьбой разъяснить, как будет работать новый закон на практике и намерены ли там реагировать на сигналы кибердружин. Но и в администрациях соцсетей, и в Роскомнадзоре от комментариев отказались.
Чтобы отслеживать мат в соцсетях, давно есть более современные технологии, чем человеческий разум, уверен гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. А если надзором решили заняться киберказаки, то дело тут явно не в одних только бранных словах.
— Для отслеживания [мата] существует искусственный интеллект, — говорит Денис Кусков. — Когда по выделенным словам ведется поиск на всех площадках. Можно, конечно, это делать и простым людям, заходя на страницы соцсетей и отсматривая их контент, но это занимает гораздо больше времени, а значит — сил. И при этом варианте, наверное, более усиленное внимание будет уделяться другим моментам: будут просматриваться группы, на которые были подписаны граждане, с кем потом можно провести определенный раунд переговоров и сделать внушение о том, что стоит делать, а чего не следует.
Другие IT-специалисты ставят под вопрос эффективность борьбы с матом: даже если отследить каждое бранное слово в соцсетях удастся, то как стереть всю ругань с просторов интернета?!
— Такой контент можно отслеживать, — рассуждает специалист по информационным технологиям Александр Пак. — Можно посадить людей, которые будут искать его по каким-то хештегам, по горячим словам, горячим точкам. Это даже три человека могут делать — анализировать сеть, но вопрос, как казаки будут это удалять. Если, например, Иван Иванов разместил что-то такое на своей странице, они могут написать Ивану Иванову. Но то, что он им ответит, а потом и удалит, — это вряд ли. Механизмов, которые бы позволяли быстро это делать, как правило, нет, в таких случаях надо связываться с разработчиками сети и только потом ждать реакции.
Борьбу киберказаков с «нецензурщиной» атаман Всероссийского казачьего войска Николай Долуда называет самодеятельностью, да и вообще ставит под сомнение причастность активистов к настоящему казачеству.
— Пока официально заниматься этим казаки не будут, — заявил атаман. — Я таких целей не ставил. Кибердружины — это самодеятельность, у нас таких общественников — 600 тысяч по стране, там не понять, кто чем занимается. Многие сейчас специально под казаков «канают». Всякие там Иванов, Петров считают, что они казаки. И вот он под этим названием «казак» шурует там в сети Интернет, но он абсолютно не казак.
«Нельзя Мировую паутину использовать под матерщину»
Однако всех, кто борется за отчизну на реальных и виртуальных фронтах, с приказом или без, атаман поддерживает.
— Всё, что касается продвижения России, великой нашей державы, защиты нашего государства, нашего Отечества, это я приветствую во всем. Чтобы не вмешивались в дела России всякие негодяи, которые проживают за рубежом, чтобы не было тех, кто пользуются интернетом для закладки наркотических веществ, чтобы не было сквернословия. Те, кто использует матерные слова в сети Интернет, — это люди слабые, у которых психика совершенно нарушена, которым надо находиться с диагнозами в лечебных учреждениях. Нельзя Мировую паутину использовать под матерщину.
Впрочем, на вопрос, матерится ли сам, предводитель русского казачества признался: бывает.
— Матерюсь, но потом себя ругаю, — честно говорит Николай Долуда. — Но не в социальных сетях, я считаю, что любой человек должен держать себя в руках, когда начинаешь материться — ты показываешь свою слабость. Я, конечно, не святой, не идеальный, бывает такое.
Филологи тоже смотрят на зачистку мата в соцсетях со скепсисом: мало того, что это слишком трудоемко, так еще и бессмысленно.
— Дело не форме выражения, а дело в содержании, — рассуждает профессор кафедры русского языка и литературы ЧелГУ Людмила Месеняшина. — Вот то содержание, которое мы выражаем с помощью мата, оно никуда не денется, и даже если мы забудем эти слова, появятся новые для выражения тех же самых эмоций. И они тоже со временем будут признаны грубыми, нецензурными, неприличными. Ведь неприлично не слово, а то содержание, которое за ним стоит.
Немало вопросов у университетского преподавателя возникает и к самим ревнителям морали.
— Что касается кибердружин, то это занятие не совсем достойное и, во всяком случае, не казачье, — считает Месеняшина. — Что-то я с трудом представляю себе казаков, которые такой лексикой не пользуются. Я сама казачья внучка, и казачья речь мне хорошо известна. Разумеется, настоящие казаки никогда не делают этого при женщинах — настоящие, конечно, не ряженые. Но казаку кровь проливать надо, а не чернила! Когда казаки занимаются не свойственным им делом, это бросает тень на всё сословие. Дело казаков — смелость проявлять, а доносы писать — это не казачье занятие.
А вы как думаете, должны ли киберказаки бороться с матом в соцсетях?
Какие еще запреты начали действовать в социальных сетях с 1 февраля, мы подробно разбирали в нашем материале.