Каждую ночь Виктория видит один и тот же сон: она едет в электричке, в окне меняется пейзаж — лес, поле, сугробы, а впереди прямая дорога.
— Во сколько прибытие? — интересуются у нее пассажиры, принимая молодую девушку в железнодорожной форме за проводницу.
Люди ошибаются — у Вики другая профессия, но она им отвечает и следует в кабину машиниста.
Виктории Ятченко 20 лет. Она одна из первых в стране, кто получил новую для девушек должность. Героиня второго выпуска нашего проекта о неженских профессиях — помощник машиниста электропоезда. Молодая челябинка разбирается в электропроводке не хуже мужчин, может поменять тормозные колодки, а при необходимости — и сама встать за управление составом. Мы отправились с Викой в первый для нее рейс, который так похож на сон, но реальность оказалась еще интереснее.
2 часа под напряжением
Под напряжением в тот день была не только электричка. Вика сама заметно волновалась, но предвкушение первой самостоятельной поездки было сильнее. Девушка справилась с эмоциями, проверила готовность к отправке, и состав тронулся.
Конечной точкой маршрута был город Миасс. Весь путь Виктория следила за показателями приборов, светофорами, свободна ли дорога. Ее главная задача — сообщать машинисту обо всём, что происходит вокруг, и девушка с ней справилась.
— Несомненно, поначалу немного чувствовался страх, легкий мандраж. Первая поездка будоражила. Но постепенно привыкаешь, и эта среда становится для тебя естественной, — говорит Виктория. — Когда ехали в Миасс, я волновалась, на обратном пути было уже намного легче и спокойнее. В целом рейс прошел хорошо.
Виктория — 18-я в России девушка, ставшая помощником машиниста, и вторая на Южно-Уральской железной дороге. Помимо Миасса, она будет ездить в Еманжелинск, Кисегач, Шумиху. От Челябинска это 1,5–2 часа.
Поезд лучше, чем машина
Интересно, но, имея такую специальность, Вика не умеет водить машину и получать права она не хочет.
«Не тянет управлять машиной. Проще пешком ходить или на электропоезде ехать, это мне нравится!»
В будничные обязанности помощника машиниста не входит управление составом, но специальное техническое образование для этого у Вики есть.
4 года она училась в железнодорожном техникуме на управление электровозом. Кстати, в то время ни помощником, ни тем более машинистом женщинам нельзя было быть. Но об этом Виктория узнала уже во время обучения.
— Да, поступать не запрещали, а работать по специальности не было возможности. Как вариант — была дорога в расшифровку, в нарядчики. Кроме того, давалась корочка слесаря 3-го разряда. Но меня это не остановило. Возможно, на тот момент я трезво не оценивала перспективы, — пожимает плечами девушка.
Но только Вика закончила обучение, и ее профессия стала доступна для женщин, как и некоторые другие.
С января 2021 года женщинам разрешили быть водителями фур и сельскохозяйственных машин, быть боцманами, шкиперами и матросами, занимать должности машиниста электричек и поездов. Всего из списка профессий, запрещенных для женщин, исключили 100 позиций, сократив его в 4 раза.
— Может, у вас есть такое качество — умение планировать загодя, идти немного вперед времени? — удивляемся мы.
— Это скорее удача, по-другому не назовешь, — сомневается она. — Нельзя было даже подумать, что женщинам разрешат быть помощниками машиниста, а потом и самим управлять составами. Просто так совпало. Правда, мне пришлось немного переучиться — у меня же были электровозы, а потом я прошла шестимесячные курсы, чтобы работать на электропоездах.
Отбор на эту должность был серьезным. Виктория прошла каждого врача: хирурга, ортопеда, окулиста и других — медосмотр затянулся на несколько дней.
— Если у тебя проблемы со зрением, тебя точно забракуют. Со слухом — тоже. Девушки все прошли по здоровью. Оказались более крепкими, чем мужчины, — улыбается Вика.
Виктория училась в группе из 25 человек, девушек из них — только три.
Полиция vs РЖД
Вика умеет вышивать, вязать, шить, хорошо готовит. Родители говорят, что лучше всего у нее получаются супы.
Женские увлечения для нее не чужды. Но почему железная дорога, где надо иметь дело со сложным оборудованием, а иногда и вовсе проявлять силу в прямом смысле слова, поднимая разные тяжести?
— Не знаю, — говорит девушка.
«Мне кажется, я тянулась к мужским профессиям на подсознательном уровне. Как будто мне чего-то не хватало, всё казалось обыденным»
В выпускном классе Вика всерьез рассматривала работу в полиции и РЖД. Ей не хотелось сидеть в офисе и «разбирать бумажки».
Эти же профессии советовали Виктории и родители. С железной дорогой они не связаны, мама — парикмахер, отчим — полицейский на пенсии, но когда она все-таки остановила свой выбор на РЖД, семья только порадовалась.
— Мне самой железная дорога нравится. Она всегда была, есть и будет. Это стабильность, — считает героиня нашего материала. — Родители горды. Не знаю, к сожалению или к счастью, но много людей знает, что я работаю на железной дороге. Даже те, кого я сама не знаю. Это всё родители, хвалят меня, рассказывают. Правда, чем именно я занимаюсь, многим сложно понять, если не видеть это воочию.
Младший брат Вики, которому сейчас 5 лет, тоже в курсе, где она работает. Он и сам хочет, когда вырастет, составить ей компанию на железной дороге.
— Хочет быть машинистом, я обеими руками за. Железная дорога приветствует энтузиастов, — рассказывает она. — На желтый жилет, оставшийся у отчима с его прежней работы, мы сделали нашивку РЖД. Брат ее надевает, берет чемоданчик и играет в железнодорожника. У него есть и обычный поезд, и «Сапсан». Прям с детства тянется ко всему этому.
Профессия по расчету и никакой романтики
Объяснения Виктории, почему она хочет управлять поездами, совсем не вяжутся с образом 20-летней девушки. Слишком они прагматичны, а как же романтика? Путь, уходящий в горизонт, красивая уральская природа и всё такое?
— После зимы деревья голые еще стоят. Может быть, ближе к лету будет красивый пейзаж. И все-таки я думаю, что меня больше сама профессия привлекает, нежели какая-то романтика. Я от нее далека и совсем не инфантильная, — вполне серьезно отвечает Вика. — Я люблю читать романы, но в реальности у меня всё по-другому.
Виктория умная, красивая, целеустремленная и пока одна. Только, кажется, отдавать свое сердце она никому не торопится.
— Есть такое мнение, что, если человек один, на железной дороге он обязательно построит семью. Люди много времени проводят на работе, и понятно, что заводят отношения. И здесь к семейным династиям хорошо относятся, — рассказывает она. — У меня не было такой лав стори. Я считаю, что на работе нужно работать. Работа и личная жизнь — это отдельные миры, и нельзя их соединять.
Вот такая противоречивость. А еще в Виктории переплелись природная скромность и вызов самой себе — взгромоздить на себя ответственность за поезд, а самое главное — за жизни людей. Девушка всё время любила быть в тени, но ее новая работа, конечно, постоянно привлекает внимание.
— Я никогда не любила выделяться. Наоборот, была такой тихой, спокойной, скромной. А если на тебе лежит какая-то ответственность, за тобой смотрят втройне. Наверное, во мне сейчас происходит какая-то внутренняя перестройка, — удивляется Вика самой себе.
Поймать в руки «Ласточку»
У Вики есть желание доказать и себе, и окружающим, что женщины тоже многое могут и не стоит их ущемлять. Девушка не скрывает, в учебе были сложности. Она буквально заставляла себя продираться сквозь непонятные термины и другие дебри технических наук. Да и сейчас нельзя сказать, что стало легче. Вика постоянно учится, входит в рабочую колею и привыкает к железнодорожному графику.
— На данный момент это пик моей карьеры, — считает она. — Пока нет необходимого стажа, стремиться некуда, но желание есть. В сентябре я хочу пойти получать высшее образование.
— Хотите пересесть с электричек на поезда дальнего следования?
— Можно попробовать, — соглашается она.
— А на «Ласточке» сможете работать?
— Скоростные поезда, «Ласточка» — всё так звучит красиво. Но там свои нюансы. Если установлена скорость 140 километров в час, столько и держать нужно. Нельзя опускать до 110 или 100. На скоростных поездах более жесткие рамки, — объясняет наша героиня. — Но мне это тоже интересно, со временем можно будет попробовать, почему нет. Кто мне мешает получить еще одно образование? Девушек этому учат. Нас считают слабым полом, но это же не всегда так. Мы не настолько хрупкие и слабые, какими можем казаться.
«Девушки тоже способны к сильным действиям. И я рада, что с этим стали считаться»