— Абонент позвонила мне и сказала, что у нее не показывает телевидение. Сейчас будем смотреть, в чем проблема, — говорит Катя, заходя в лифт.
Двери закрываются, и девушка на ходу вычисляет, на каком этаже нам остановиться, чтобы попасть в нужную квартиру.
— 34, 35, 36... — нажимаем 9-й. Это уже профессиональное, — улыбается она, объясняя свою способность так быстро ориентироваться в незнакомом доме. — В этом подъезде я еще не была, была в соседнем. А вообще, конечно, много разных домов уже повидала.
Мы поднимаемся в квартиру в новостройке на Северо-Западе. Этот район закреплен за Екатериной уже год — ровно столько она работает электромонтером в «Ростелекоме» (а всего в компании 6 лет). Катя — единственная девушка в команде таких специалистов. Она может провести интернет, исправить неполадки в его подаче, разобраться с проводами и сварить их, если нужно.
Реагируют не нее по-разному. Одни абоненты удивляются, что вместо мастера-мужчины пришла эффектная блондинка, другие не доверяют («да что она понимает в технологиях связи!»), а кто-то в восхищении дарит цветы. Ситуации бывают разные, в том числе опасные. Но жизнерадостная Екатерина Петрухина, кажется, ничего не боится.
Та еще штучка
Тем временем лифт поднялся, мы звоним в дверь. Выглядывает хозяйка и, видя нашу компанию, застывает с немым вопросом на лице. Объясняем, что Катя — электромонтер, а мы — сопровождающие. С позволения женщины заходим в квартиру, но небольшое смятение у нее еще остается.
— Приставка отключена вообще, — оглядывает приборы Екатерина.
— Она упала вчера, там что-то оборвалось. Телевизор не показывает со вчерашнего дня, — жалуется клиентка.
Катя достает из черного полиэтиленового пакета инструменты. Режет провода, меняет какие-то детали, и уже через 5 минут телевизор работает.
Всё это время хозяйка квартиры удивленно наблюдает за процессом, а потом признается, что с трудом понимает, как девушка может разбираться в электронике.
— Мне кажется, это сложно. Я по себе сужу, — смеется женщина и благодарит мастера.
Мы прощаемся и выдвигаемся дальше. По дороге Катя рассказывает, что вообще женщинам с ней легче найти общий язык, чем с электромонтерами-мужчинами.
«Сейчас я обжимала коннектор. Девушки не знают, как он называется, и часто жалуются: «У нас та штучка расшаталась». Я сразу понимаю их»
А был у Екатерины напарник, так он говорил, что даже не знает, на каком языке она с клиентками общается.
Мы замечаем, что от женского образа на работе Екатерине все-таки приходится отказываться — к абонентам Катя ездит в фирменной жилетке и с пакетом в руках.
— А дамская сумочка у вас есть? Ведь наверняка хочется и наряжаться?
Девушка улыбается:
— Есть! Я так выгляжу только в рабочие часы. Инструменты, кабель в женскую сумочку не положишь, приходится их так носить. Но меня всё устраивает.
«Мне вообще нравится моя работа. Если дома какие-то неполадки, я никого не вызываю, сама всё делаю. И мужу моему будущему повезет!»
Не ведущая, но тоже на радио
У Екатерины семейная династия связистов. Дедушка, дядя, крестный, папа, мама, сестра — у всех смежные профессии в этой сфере.
Катя же мечтала о другом, в школе, например, хотела стать воспитателем.
— Родители были не против, но предупреждали, что зарплаты маленькие. А бабушка, она, кстати, единственная, кто не связист у нас, работала в садике. Так вот она говорила, что я пойду в эту профессию только через ее труп. Мол, родители сейчас такие пошли, что с моим характером лучше не стоит с ними связываться — я очень вспыльчивая. Да еще в Татарстане (Екатерина там оканчивала школу. — Прим. ред.) еще и татарский язык надо в идеале знать. Мне было бы сложновато в садике, в общем.
А потом случился переезд в Челябинск. Он пришелся на подростковый возраст Кати. И девушка вспоминает, что тяжело переживала смену места жительства, куда поступать учиться дальше — ей было всё равно. В итоге профессия связиста как будто сама ее нашла.
— Мне попался в Челябинске радиотехникум, в котором учили по специальности радио- и телеведущая, а девушке же хочется чего-то такого, — смеется наша героиня. — Но, когда я пришла туда с документами, мне сказали, что такой специальности уже нет. Предложили попробовать выучить компьютерные сети. Папа сказал: «Попробуй!» Он не давил, говорил: «Не получится — уйдешь». И я пошла.
«А потом оканчиваю четвертый курс и думаю, что я здесь забыла, как я здесь очутилась?! Но училась хорошо»
Профильными предметами в техникуме были информатика и физика. В школе они с трудом давались Екатерине, но в Челябинске она знания подтянула.
— В техникуме посильнее программа была, — говорит она. — Но, конечно, тоже сложно было. Давали коммутатор, оборудование, и надо было подключаться по сети. Куда мне деваться, смотрела, как делают, тоже пробовала. Приходила домой, у папы спрашивала. Папа рисовал, всё показывал — был личным репетитором. Да и в группе я была одной девочкой среди 32 парней. Внимания от них много было, всё говорили: «Сиди, Катька, мы сами всё за тебя сделаем!» Но я не соглашалась, не позволяла себе выезжать за счет кого-то другого.
Ружье, цветы и няня на час
По специальности Екатерина работает уже 6 лет, в «Ростелеком» пришла сразу после радиотехникума. Была кабельщиком-спайщиком, измерителем, проводила охранно-предупредительные работы. А год назад перешла на должность электромонтера.
— Технологии быстро меняются, и я все время учусь, — рассказывает девушка.
— Мы сегодня видели, что на вас неоднозначно реагируют абоненты. Есть такое, что постоянно приходится доказывать свою компетенцию из-за того, что к девушкам в этой профессии относятся предвзято?
— Да, многие удивляются. Некоторые мужчины, которые разбираются в компьютерах, рядом стоят, проверяют меня: «А вы точно всё так делаете? Я видел, что надо по-другому».
— Обижает такое отношение?
— Нет. Я уверена в своих знаниях, не сомневаюсь, что починю и всё будет работать.
В целом, говорит Катя, мужчины хорошо к ней относятся, но бывает по-всякому.
— Опасно, когда к пьяным приходишь. Мне и ружья демонстрировали, прямо на меня направляли. Говорили: «Смотрите, какое у меня ружье!» А я стояла и не знала, куда себя деть.
— И что вы делаете в таких ситуациях? Это же не просто страшно, а реально опасно!
— Пытаюсь перейти на дружескую ноту, чтобы агрессию погасить, — отвечает Екатерина. — Не говорю, чтобы убрали, а говорю: «Да, какое классное ружье!» Как-то раз прихожу в другую квартиру, а там родители пьяные валяются, кругом накурено, тараканы, дети на полу сидят, и окна открыты. А на улице зима была. Взрослым интернет надо было, так как музыку не могли включить. Я сделала интернет, но так как родители спали, пришлось самой выходить, дверь оставлять открытой и звонить в полицию. В конфликтах надо уметь и лицо не потерять — я все-таки представляю компанию, и живой оттуда выйти.
Катя — домоседка, чтобы сбросить негатив, она смотрит сериалы либо читает. Любимый жанр — фантастика.
А вообще, объясняет девушка, по технике безопасности электромонтеры должны ходить с напарниками, так как есть работы, которые требуют подстраховки. Но бывает, что кто-то заболел, в отпуск ушел, и приходится по одному выходить на смену.
— Сейчас вот тоже одна, — отмечает она. — Справляюсь. Однажды попадала к мусульманам, они посторонних не пускают, сказали, что заходит только девушка. Дом был полон мужчин, и мне было страшновато. Но работа есть работа, зашла. Все нормально оказалось.
Бывают в работе Кати и забавные моменты. Например, женщина попросила за ребенком приглядеть — дома закончились продукты, и ей нужно было сбегать в магазин. Девушка согласилась помочь. Другой вызов был еще удивительнее — абонент ждал ее на пороге с цветами.
— Он в возрасте, дедушка уже. Я к нему до этого приходила и оставила свой номер телефона — часто прошу клиентов звонить мне лично, чтобы можно было подкорректировать заявку. Так вот, у меня выходной, он звонит, жалуется на поломку. Я приезжаю, а он мне — букет. Оказалось, что все работало. Просто он не знал, как меня увидеть.
Девушка не замужем, и поклонников у нее много. Абоненты часто приглашают ее на встречи, но график работы не всегда позволяет вырваться на свидание. Бывает, что Катя работает до девяти вечера — смотря какая авария. Работает и в квартирах, и в подъездах, и в подвалы спускается.
«Из-за подвалов поначалу истерики были ужасные. Я боюсь мышей, крыс, а их там в изобилии. Низкие потолки, узкие коридоры, ты идешь, а рядом шорохи»
— Ой, это ужас! Я цепенела, но знала, что никто кроме меня не подключит, надо делать. Выйду на улицу, продышусь и снова туда, — вспоминает Екатерина. — Иногда подолгу не могла спуститься, но потом преодолела себя.
Варить стекло — как быть ювелиром
Незаметно за разговорами мы подъезжаем к офису. Здесь Катя согласилась показать нам, как умеет варить. Но не супы и каши, а оптику.
— Это стекло, очень хрупкая нить, — показывает она оптоволоконный кабель, больше похожий на паутинку. — Оптика идет под землей и заходит на само оборудование, это основной кабель, самый скоростной канал передачи интернета. И самый опасный.
Катя отрезает провод и начинает его зачищать от изоляции. Этой работе она научилась, когда была кабельщиком-спайщиком.
— Наш сегодняшний кабель не такой опасный, — успокаивает она, видя, как мы немного насторожились. — Главное — спиртом протирать, чтобы стружка не разлеталась. Тут другая сложность — тонкая нить очень хрупкая, надо ее обрезать, сварить, закрыть гильзой и не порвать. Работа ювелирная. Бывает, что я по пять раз переделываю. Нужна усидчивость. Было много раз, что я бросала всё, когда училась. Истерики были, всё швыряла. Но мама с папой подбадривали: «Пойдем, всё получится!» И я тренировалась дальше. Теперь мне нравится варить, но иногда надоедает.
— Почему женщины не идут на вашу работу?
— Может быть, неинтересно. А у мужчин руки и мозги технически заточены с рождения, — пожимает плечами Катя. — Частенько при знакомстве мне не верят, что я электромонтер: «Ой, да что ты там можешь делать. Ничего!» Но мне кажется, что любой, кто захочет, может научиться.
— Вы это из скромности говорите?
— Нет. Как-то раз подружка попросила взять ее с собой на заявку. Пришли, надо было тянуть кабель в подъезде. Она обжала коннектор. Парочку тренировок — и всё получится!
— Вы ловко управляетесь с варкой оптики, а что с кухней? Любите домашние дела?
— Да, очень люблю готовить и пением еще увлекаюсь. В прошлом году было «Бизнес-видение», наша команда «Ростелекома» из Челябинска заняла первое место по УрФО. Это как «Евровидение», только корпоративный конкурс. Выступали команды из Тюмени, Кургана, Екатеринбурга и других городов.
Размышляя над дальнейшей карьерой, Катя отмечает, что офисная работа не очень привычна для нее. Она пробовала себя в группе клиентских проектов, но не пошло.
— Возможно, дальше либо в качестве руководителя себя буду пробовать, либо на другой должности, на которой важно знать работу с самых низов. Либо в декрет (смеется), там тоже не сидячая работа.