На ММК продолжается реализация масштабного экологического проекта по рекультивации карьера горы Магнитной. За 60 лет на месте рудного холма образовалась чаша глубиной около трехсот метров и площадью более 160 гектаров. В 1985 году здесь приступили к восстановлению карьера Западный, в 2018-м дождался своей очереди карьер Восточный.
Объектом рекультивации стали пустоты и площади, образовавшиеся в результате разработки месторождения. Но прежде чем начать восстановительные работы, необходимо было выстроить инфраструктуру.
— Сначала откачали со дна карьера воду, затем проложили шесть с половиной километров железнодорожных путей, протянули электросети, построили с нуля пост электроцентрализации для управления новым парком и оборудовали выгрузочный тупик, куда будет доставляться сырье для засыпки котлована, — рассказывает ведущий специалист цеха «Рудник» ГОП ПАО «ММК» Алексей Петренко. — Осталось построить еще несколько дорог, транспортных развязок и еще один тупик. По плану уже через десять лет от этого котлована не останется и следа. Основная сложность в том, что строительство осуществлялось в условиях действующего производства. Приходилось увязывать с графиком работ движение тех же локомотивов с железной рудой и строительным камнем с Малого Куйбаса.
Все подготовительные работы будут завершены до конца этого года, отмечает Алексей Петренко. Потом начнется собственно рекультивация, которая включает в себя три этапа — технический, горно-технический и биологический.
— Глубина карьера — около 250 метров, — поясняет Алексей Петренко. — Сначала его дно и борта будут вымощены глиной для гидроизоляции, чтобы в будущем влага не попала в грунтовые воды. Затем котлован послойно заполнят специальными материалами и разровняют.
Куратором проекта по рекультивации выступает цех «Рудник», исполнителем работ — дочернее общество ММК «Шлаксервис», технику предоставляет автотранспортное управление, кроме того, задействованы специалисты лаборатории охраны окружающей среды. Забота об экологии — дело общее.
— Материалы для рекультивации будут завозить по железной дороге, — рассказывает Алексей Петренко. — В перегрузочном тупике вагоны будут разгружаться, далее экскаваторами материалы для засыпки карьера будут перегружаться в БЕЛАЗ и доставляться в карьер, где будут уложены слоями. В соответствии с проектом высота отвалов — не более 30 метров. Верхним слоем ляжет чернозем, на который потом будет высажена трава.
На реализацию всего проекта рекультивации карьера Восточный отводится десять лет.