Электросамокаты стремительно ворвались в жизнь российских городов и, как всё новое и еще не отрегулированное законом, сразу же вызвали массу призывов к их запрету. Урбанист, журналист, специалист по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко объясняет, почему это не решит проблему. Приводим мнение специалиста от первого лица.
Не представляете, как меня утомили споры и обсуждение вокруг самокатов (ранее — велосипедов), их рисков, ДТП и так далее. Попробую по пунктам.
1. Самокат примерно в 100 тысяч раз безопаснее автомобиля. 99,9% самокатов основную часть пути едут на скорости менее 20 км/ч, что практически исключает серьезные травмы и тем более смерть. По всем СМИ и обзорам я насчитал единицы смертельных случаев за несколько лет, сравните это с числом смертей от автомобилей — 16 тысяч в год. С другой стороны, никакой статистики по реальному числу ДТП с самокатами нет, и опираться на нее сложно как противникам, так и защитникам изменений: нет статистики — нет фактов.
2. Хайп вокруг самокатов — примерно то же самое, что хайп вокруг терроризма: соотношение числа финансовых и человеческих ресурсов несопоставимо с масштабом проблемы. Самокаты и их движение по улицам и дорогам занимает примерно двухсоттысячную строку в списке проблем в стране, но за счет смеси новых технологий, мелькания самокатов на улицах и внимания СМИ приоритет у обсуждения очень высок.
3. Приоритет проблеме и внимание СМИ, скорее всего, пойдут во вред самой проблеме, всей транспортной отрасли вообще и микромобильности в частности. Основной (или даже единственный) инструмент решения, который есть у государства, — это запрет. Отсутствие подготовленных кадров, хорошего образования и критического мышления не дадут найти хорошее (но сложное) решение этой проблемы. Более того, компромиссные решения тоже не видятся реальными. Приравнивание электросамокатов к скутерам/мопедам фактически запретит их, как произошло с дронами или самими мопедами.
«Самокаты и велосипеды будут продолжать ездить по тротуарам и другим пешеходным зонам! Всегда! Потому что это безопаснее!»
4. Это чувствуют и сами водители самокатов, и водители авто, это же нам говорит физика. Разница скоростей между пешеходами (5 км/ч) и самокатами/велосипедами (20 км/ч) гораздо безопаснее, чем разница между 20 км/ч и 80 км/ч при езде по проезжей части. Разница в массе еще более существенна! Отдельные 0,0001 случая езды самокатов со скоростью около 30–40 км/ч можно рассматривать, конечно, если есть силы, но, наверное, не чаще, чем езду машин по тротуарам и дворам с такой же скоростью (что, кстати, случается намного чаще).
5. В России не будет массово велодорожек в ближайшие 50 лет. Покрытие городов выделенной инфраструктурой не превысит пары километров велодорожки на средний город. Ждать или просить такую инфраструктуру полностью бесполезно. На это есть масса причин, но основная — нет и не будет денег на это. На текущий момент города не могут поддерживать даже такие более приоритетные части инфраструктуры, как освещение, общественный транспорт, тротуары или водоснабжение. Говорить о возможности строить и тем более содержать велоинфраструктуру не стоит. Кроме того, с точки зрения экономики городов выгода от использования вело в России полностью съедается другими проблемами, такими как система налогового обложения, система муниципальной власти и законодательство. Города просто не заметят положительных эффектов.
6. Единственный для России вариант обеспечения безопасности для средств микромобильности — это кардинальное снижение максимальной скорости в городах до 30 км/ч, что недостижимо по политическим причинам в том числе и сейчас рассматривается лишь в виде шутки. До этого момента ездить будут по тротуарам, несмотря на их плохое качество. Ссылки на ПДД или съемки хипстерских роликов для этого неэффективны. Аминь.