Снижение началось в 2018-м, а рекордным по убыли стал пандемийный 2020-й: за 12 месяцев город потерял 8720 человек. Об этом свидетельствуют данные Челябинскстата. Мы спросили у экспертов, с чем связано уменьшение численности и чего нам ждать в ближайшие несколько лет.
Провальный период
На сайте Челябинскстата опубликованы данные о динамике численности населения города с 2010 года. Первые восемь лет мы наблюдали постоянный рост: количество жителей за этот период выросло больше чем на 79 тысяч, или на 7%. Затем начался спад, причем с каждым годом убыль оказывалась всё больше: в 2018 году численность населения снизилась на 1652, в 2019-м — уже на 4039, и, наконец, в 2020 году мы ушли в минус на 8720 человек. Общее падение за три года достигло примерно 1,2%. Таким образом, по официальной статистике на 1 января 2021 года, количество жителей Челябинска составило 1 миллион 187 тысяч 960 жителей. По этому показателю город откатился на несколько лет назад, на уровень 2015–2016 годов.
Как мы попали в демографическую яму...
Как объясняют эксперты, основная причина подобных изменений численности населения очевидна — уровень рождаемости ниже уровня смертности. По словам руководителя Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петра Кирьяна, сейчас на четверых умерших приходится примерно трое родившихся. Но почему так происходит?
— Мы с вами оказались в демографической яме, — говорит Пётр Кирьян. — Есть цикличность поколений, которые входят в жизнь, заводят семьи и рожают детей. Бывают многочисленные и малочисленные когорты. Первые дают прирост, который перекрывает естественную убыль населения — смертность. А когда наступает время малочисленных когорт, как сейчас, рождаемость не перекрывает естественную убыль, и население сокращается.
Как отмечают специалисты, сейчас основные цифры по рождаемости должно обеспечивать поколение, родившееся в 1990-х годах, но на тот период как раз пришелся демографический провал. Сложная экономическая ситуация в тот период не позволила стране выбраться из кризиса, вызванного Великой Отечественной войной 1941–1945 годов.
— За пять военных лет целые когорты молодых людей не завели семью, у них не появились дети, — говорит руководитель Лаборатории социальных исследований. — Компенсировать такие потери или выровнять их могут только три-четыре последующих поколения, но мы с вами как раз на этом третьем поколении въехали в не самые простые годы: это не только 90-е, но и 80-е. Если вы посмотрите на ситуацию тех лет, то увидите, что статистически значимыми там стали, например, семьи с матерями-одиночками — там обычно один ребенок.
...и почему дети стали непозволительной роскошью
По мнению профессора ЧелГУ, доктора социологических наук Александра Тараданова, предпосылки к падению численности населения сложились еще раньше, больше 100 лет назад. Специалист уверен — сейчас мы столкнулись с последствиями того, что весь XX век страна уничтожала культуру демографического поведения в семье.
— Мужчина — и глава семьи, и кормилец, и производственник, и домохозяин. Была такая культура. И в рамках этой культуры российская семья держала мощную демографическую планку и имела постоянный прирост населения, несмотря на разные катаклизмы, — утверждает эксперт. — Вот эту культуру мы с 1917 года начали истреблять: сначала Гражданской войной, потом всякими новыми коммунистическими формами организации семьи и репрессиями. Затем была Великая Отечественная война, где очень серьезно мужчин истребили. И мы после этого ничего не делали, чтобы как-то компенсировать то, что было. Единственная попытка была предпринята в 1981 году, когда у Советского Союза появились серьезные деньги от продажи нефти и газа. Пошла серьезная поддержка, и на пять лет, с 1981 по 1985 год, мы остановили развитие депопуляции. Рыночный переход в 1991 году еще больше обрушил нашу демографическую составляющую, и мы из него до сих пор выкарабкаться не можем.
Как отмечает бывший директор Челябинского филиала РАНХиГС, кандидат философских и доктор политических наук Сергей Зырянов, на демографический спад повлияло еще одно обстоятельство: молодые семьи сейчас ориентированы на то, чтобы иметь одного — максимум двух детей. И главная причина здесь — финансовая. Многие пары при рождении малышей попадают в зону, близкую к бедности. Работает только муж, жена находится в декрете и получает очень маленькое пособие — доходы, таким образом, сокращаются, а расходы, наоборот, растут.
— Рождение детей в семьях часто тормозит относительно невысокий реальный уровень жизни населения в регионе, — комментирует Сергей Зырянов. — Если по валовому внутреннему продукту Челябинская область входит в двадцатку наиболее обеспеченных регионов, то по уровню зарплат мы находимся в пятой десятке. То есть деньги не попадают людям, работающим в регионе, а куда-то деваются. Это либо несправедливая оплата труда, либо еще какие-то обстоятельства.
«Пора валить!»
Челябинск с 2018 года начал терять население еще и за счет миграции. Если до 2017-го включительно статистика фиксировала миграционную прибыль (максимальный прирост был в 2014-м — 11611 человек), то потом начался спад. За 2018-й город потерял 1791 жителя, в следующие 12 месяцев цифра увеличилась почти вдвое — минус 3274 человека. Данных по городу за более поздние периоды Челябинскстат пока не опубликовал, поэтому мы можем оперировать только данными, предоставленными областным правительством.
— Миграционная убыль в Челябинской области в 2020 году составила 905 человек, что связано с закрытием границ и ограничением передвижения внутри Российской Федерации (по словам Сергея Зырянова, падение наблюдалось впервые с начала 10-х годов. — Прим. ред.), — рассказывают в Минэкономразвития региона. — В 2019 году при этом фиксировался миграционный прирост — 1805 человек. Количество прибывших в 2020 году снизилось по сравнению с предыдущим годом на 12% и составило 87 387 человек, количество выбывших также снизилось на 9,4% и составило 88 292 человека.
Эксперты подчеркивают, что большую долю в массе прибывающих в Челябинск составляют жители депрессивных территорий области: они едут сюда за заработком и повышением качества жизни.
— У нас много городов, которые в очень сложной социально-экономической ситуации, — констатирует Александр Тараданов. — Оттуда люди приезжают в Челябинск, и они население пополняют. Если брать нормальные периоды, не пандемийные, то миграционный прирост играет заметную роль.
А что с теми, кто уезжает из города? По оценке экспертов, особенно часто в другие регионы перебирается молодежь, получившая здесь школьное образование, и это в основном самые успешные выпускники, которые сдают ЕГЭ на высокие баллы. Они поступают в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга и, как правило, оседают там.
— К школьной молодежи примыкает еще одна группа — вузовские выпускники, особенно по дефицитным специальностям, — комментирует Сергей Зырянов. — Они легко находят себе работу в экономически более развитых регионах: той же самой Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Семьи они уже создают там, куда они уехали и трудоустроились. Дети у них появляются уже там, а не здесь. И это серьезный урон будущей численности населения региона.
Мигрируют и представители высшего среднего класса — это те, у кого есть бизнес и неплохой доход. Многие из них выбирают Екатеринбург, где можно быстрее встать на ноги и заработать деньги.
— У меня есть знакомые бизнесмены, которые говорят, что предпринимательский климат в Челябинской области не самый благоприятный, и поэтому посматривают на другие регионы, — отмечает Александр Тараданов. — Нужно еще понимать, что, если предприниматель не считает климат благоприятным, у него сокращается потребность в рабочей силе, в мигрантах — он их не приглашает на работу. Из-за этого численность населения тоже сокращается.
Наконец, часть жителей Челябинска в последнее время стала более активно уезжать в Краснодарский край, где более чистый воздух и теплый климат.
Что будет дальше?
Собеседники 74.RU считают, что в ближайшие годы численность населения Челябинска будет только падать.
— С демографией и дальше будут проблемы, — говорит Сергей Зырянов. — Я видел прогноз, что к 2035 году в Челябинской области будет 1 миллион 300 тысяч жителей. На мой взгляд, это маловероятно. Все-таки в ближайшей перспективе численность населения будет уменьшаться. Было бы хорошо, если бы она не катастрофическими темпами снижалась: не десятками тысяч, а тысячами человек.
Но пока слова экспертов звучат неутешительно. Специалисты считают, что ситуацию может усугубить высокая смертность.
— Смертность будет расти, потому что сейчас пришло к старшему возрасту поколение, рожденное в 1950-е, которого было много, и оно будет достаточно быстро уходить, — отмечает Александр Тараданов. — Мы будем всё больше и больше терять.
Как говорит Сергей Зырянов, для того, чтобы восстановить численность населения, нужно работать над тем, чтобы Челябинск становился более привлекательным. Здесь речь идет и об экологии, и о вариантах проведения свободного времени. Но самое главное — чтобы у людей была возможность зарабатывать столько денег, чтобы не отказывать себе в счастье иметь двух, а то и трех детей. Для большинства пар эта задача пока недостижима. По мнению наших собеседников, чувствовать себя уверенно в финансовом плане молодым родителям сейчас не помогают даже программы поддержки семьи, на которые государство тратит огромные деньги.
Специалисты добавляют, что есть еще один путь увеличения численности жителей Челябинской области — повышение миграционного притока и снижение оттока людей. По данным Минэкономразвития региона, сейчас на Южном Урале для этого уже кое-что делают. Например, идет работа над улучшением жилищных условий молодых семей, постепенно решаются проблемы с экологией, проводятся ярмарки вакансий, в открытых межрегиональных базах данных публикуют информацию о рабочих местах. Кроме того, в вузы привлекают иностранцев, здесь создают условия для адаптации людей из-за рубежа и их интеграции в российское общество. А еще в Челябинскую область переселяют соотечественников, проживающих за границей.
А вы хотите уехать из Челябинска в другой регион?