Сельское хозяйство в Челябинской области всегда считалось зоной рискованного земледелия. Резкие перепады температуры, засуха, поздние заморозки — всё это серьезные вызовы для развития аграрного бизнеса. С другой стороны, именно Челябинская область в прошлом году стала ведущей по отгрузке зерна и его производству. О том, хорошо ли на самом деле себя чувствует сельское хозяйство в нашем регионе, почему взлетели цены на морковь и выгодно ли сегодня выращивать овощи в своем огороде, рассказал генеральный директор научно-производственного объединения «Сады России» Дмитрий Воронков.
Новые технологии ведения бизнеса
— Как бы вы оценили состояние сельского хозяйства в нашем регионе в настоящее время?
— Я не могу говорить за всех, это всегда зависит от того, кого вы об этом спросите. Если предприятие современное, своевременно реагирует на законодательные изменения, то это одна история. У такого предприятия все будет хорошо. Но есть и те, кто до сих пор живет прошлым веком: работает методом ручных заявок, не имеет электронной платформы управления бизнесом — это совсем другая история, и никакие программы поддержки здесь не помогут.
— То есть сельское хозяйство напрямую зависит от современных технологий ведения бизнеса?
— Конечно, как и весь остальной бизнес. И с моей точки зрения, у нас в регионе сегодня всё более или менее хорошо, несмотря на сложности. Главное, что мы живем в XXI веке и прекрасно понимаем те вызовы и проблемы, которые существуют.
Например, в прошлом году Челябинская область стала ведущей по отгрузке зерна и его производству, а это о многом говорит. Без плотной работы с Минсельхозом, я думаю, это вряд ли было бы возможно. Да, всегда найдутся скептики, которые скажут: можно было сделать что-то лучше. Но ведь с другой стороны, можно было и этого не сделать?
— А если говорить конкретно о вашем предприятии? Как вы оцениваете свою работу в этом году?
— Думаю, мы тоже справились, хотя вызовов в этом году действительно было очень много. Это и погодные условия, которые внесли серьезные корректировки в планы по посадке и реализации культур, и пандемия, которая ограничивала возможности использования человеческих ресурсов.
— Государство как-то поддерживает вас?
— Наше предприятие пользуется коммерческими кредитами, для меня это быстрее и проще. Но у нас есть оборотные средства, от которых мы можем отталкиваться. А для кого-то получение государственной поддержки является единственным возможным ресурсом для развития.
Вместо декоративных культур — продуктовая корзина
— Ваш основной покупатель — частные садоводы, верно? Изменился ли покупательский спрос за последнее время?
— Да, основные наши покупатели — это физические лица по всей России, а также в странах ближнего зарубежья. Что касается спроса, это очень больной вопрос. Наше предприятие как лакмусовая бумажка для определения благосостояния населения. У людей не увеличиваются доходы, а цены постоянно растут. Поэтому, к сожалению, с декоративных культур люди перешли на овощи. И это очень четкий маркер состояния экономики: как только люди переходят на съедобную корзину, значит в стране глубокий кризис.
— То есть выращивать на своем огороде намного дешевле, чем покупать в магазине? Разница действительно настолько существенная?
— Понимаете, выращивать самому — это тот же самый кредит своему огороду. Только здесь ты его сам себе даешь: тратишь свои собственные силы, которые в твоем понимании ничего не стоят. А работодатель эти силы оценивает вполне конкретно для своего сотрудника, и эту стоимость ты уже нивелируешь своим собственным трудом. Кроме того, твое производство растянуто по времени: ты сам дозируешь те силы и средства, которые вкладываешь в свой огород. Да, если посчитать чисто с коммерческой точки зрения, разница в итоге может быть не такой уж существенной. Но, во-первых, эта стоимость растянута на 5–6 месяцев, а во-вторых, садоводы, которые этим занимаются, получают удовольствие от своего труда. И в-третьих, это будет абсолютно экологически чистый продукт, без химии и примесей, потому что человек четко знает, что и как он сажает.
«Один китаец равняется трем узбекам и десяти русским»
— Вы можете объяснить бешеный рост цен на овощи, в частности на морковь, в этом году? Почему она вдруг стала дороже бананов, которые везут из-за границы?
— Для меня этот рост цен предельно понятен: закрыли границы, оставили предприятия без рабочей силы. Ситуация с кадрами сегодня очень плохая. Я не знаю, чем руководствовались сверху при ограничении привлечения иностранных граждан на работу, но отсутствие рабочих, которые всегда приезжали из Узбекистана, колоссально повлияло как на себестоимость продукции, так и на объемы производства в целом. Не была распахана земля вовремя, не были сделаны посадки. Это очень сильно скажется на всем сельском хозяйстве России в ближайшие два-три года. Один сезон провалил сразу несколько лет вперед.
— Но при чем здесь иностранные граждане? А как же жители наших русских деревень? Разве им не нужна работа?
— Да, было бы хорошо, чтобы работали русские, чтобы налоги шли в региональный бюджет, чтобы деньги не утекали из страны, но на деле всё не так просто. Есть давно известная формула: один китаец равняется трем узбекам и десяти русским. С этим ничего не сделаешь. Когда приезжает узбек, во-первых, он приезжает вахтовым методом. Ему не нужно ходить домой каждый день к жене, возить детей в школу, ходить с ними в больницу. Он не тратит на это время. Он просто отрабатывает свою смену от звонка до звонка. Местному рабочему нужно время на дорогу туда и обратно, плюс какие-то проблемы дома. Одно, второе, третье — и в какой-то момент он просто не выходит на работу.
Во-вторых, наши люди категорически не хотят работать в сельской местности, им важно работать в городе, важна инфраструктура. А где у нас в поселках инфраструктура? Ее нет. Те немногие, кто соглашается работать, делают это до первой зарплаты, а потом две недели пьют.
В результате работать некому, себестоимость продукции увеличилась в 3 раза, и, конечно, производителям приходится зашивать эти расходы в цену. Вот и получается, что на прилавках у нас морковь по 130 рублей. Бананы как стоили 1,5 евро, так и стоят, у них цена не поменялась. А у нас засуха, неурожай, отсутствие рабочей силы...
— А если говорить о ценах на семена, почему у разных производителей они колоссально отличаются?
— Есть несколько историй, как компании продают семена — наша и не наша. Наша история — это семена для любительского дачного садоводства собственной селекции. Но на рынке также есть компании, которые зарегистрированы как компании для продажи профессиональных семян. Такие семена обычно приходят в огромных мешках, перетряхиваются, после чего отбирается вся некондиция. Она проходит утруску, усушку, а затем фасуется в пакетики и продается по 10 рублей. Что из этого вырастет, узнаете, когда посадите. Может быть, ничего, а может быть, всё. Это как лотерея.
У нас каждое семечко отбирается, калибруется, а каждая партия семян проходит проверку на всхожесть. Конечно, это все стоит денег, но это и гарантия вашего урожая. Также на цену влияет количество времени и сил, затраченных на выведение того или иного сорта: если один получается вывести с первого раза, на другой можно потратить 5 лет.
От яблонь до арбузов
— Правда ли, что наши саженцы лучше приживаются на других землях?
— Да, те растения, которые мы выращиваем здесь, в Центральной России точно будут жить. А вот если привезти растение Центральной России сюда — вряд ли. Важна адаптация.
Например, мы берем яблоню, которая выращена в Уральском регионе, отправляем ее в Польшу, она живет там 5 лет, дает плоды, все хорошо. Возвращаем ее сюда — она погибает. Она прошла там адаптацию и уже неспособна выдержать наш уральский климат. В обратную сторону это работает точно так же: с помощью селекции мы получаем здесь зимостойкие сорта, которые живут на Урале.
— А можно ли на Урале выращивать экзотические культуры?
— Всё, что когда-то было экзотикой, давно уже ею не является в связи с изменением климата. Арбузы, абрикосы, виноград — всё это прекрасно растет сегодня в нашем регионе.
— Как сделать заказ и сколько времени занимает поставка?
— Сделать заказ можно через наш каталог, который мы рассылаем своим клиентам, через заявку на сайте sad-i-ogorod.ru либо у нашего партнера — в сети магазинов под брендом «Сады России». Что касается срока исполнения заказов на семена, он составляет в среднем одну неделю. Если мы говорим о саженцах, чем раньше сделан заказ, тем выше его приоритет и тем больше шансов, что нужный товар весной будет в наличии. Заказав в октябре, вы получите саженцы в марте-апреле.
— Какие планы на будущее у «Садов России»? Ожидать ли нам расширения?
— К сожалению, в этом году из-за комплекса вопросов, возникших из-за пандемии, мы столкнулись с некоторыми проблемами. Поэтому сейчас мы открыли прямое общение с нашими клиентами и пытаемся понять, что у людей происходит. В приоритетах — вернуться к качеству докризисных лет и поднять его еще выше. Есть планы по расширению производства: один тепличный промышленный комплекс мы уже поставили, сейчас в планах — второй. Также мы хотим развернуть производство крупномеров в промышленных масштабах — все возможности для этого у нас есть.
ООО «НПО «Сад и Огород», («Сады России»), 456680, Челябинская область, Красноармейский район, д. Шибаново, ул. Центральная, 92. ИНН: 7430011832. ОГРН: 1087430000866.