Площадка открыла свои двери в офисном центре Radiozavod напротив «Белого рынка» и будет работать всего три дня — до 29 ноября. На фестивале под названием «МАЧ» демонстрируют арт-объекты, в том числе исполненные заключенными, плетут паутину из моряцких канатов, используют электрокабели в качестве инсталляции, а вместо избитого штампа — перерезанной красной ленточки — распиливают красное бревно. Мы разбирались с куратором прогрессивной выставки, как подбирали работы художников и почему она может заменить поход к психологу.
МАЧ — это молодежный арт-фестиваль, на котором представляют разные виды искусств (от классических художественных работ до инсталляций, выполненных с помощью современных технологий). Он был создан и проводится исключительно в Челябинске уже седьмой год подряд. Его создатель и продюсер — Альфред Генгер. В этом году главной темой стал recycling — переработка в широком смысле этого слова. В экспозициях представлены более 450 арт-объектов от 200 участников из 19 стран. Среди них — США, Канада, Мексика, Аргентина, Швеция, Дания, Англия, Франция, Италия, Испания, Германия.
Мотки проводов и бочки из-под топлива — тоже искусство
От бетонных выставочных площадей так и веет индустриальным шармом. Такой фон идеально обрамляет работы авторов постмодерна, считает Альфред: их не вписать в классические галереи, а в бывшие цеха — запросто. На экспозиции повсюду черная полиэтиленовая пленка, мотки проводов, бочки из-под топлива и прожекторы с ослепляющим светом.
— Вы сразу поймете, где инсталляции, а где просто мусор, — говорит куратор, замечая на наших лицах растерянность.
Но понимание приходит далеко не сразу: разложенные на полу подрамники, куски пластика, сваренные металлоконструкции и строительные леса поначалу кажутся скопищем хлама, оставшегося от недавнего ремонта. Альфред Генгер продолжает вводить нас в курс дела.
— Я хочу ввести новое понятие, создать новый тип общественного пространства, где можно пить кофе, устраивать свидания, просто болтать, слушать музыку и наслаждаться искусством. Чтобы у гостей было много разных сценариев, — рассказывает наш собеседник. — Поэтому по бокам помещения у нас установлены мультимедийные инсталляции, в центре — подиум, рядом со входом — музыкальная зона. Здесь есть пища для размышлений и есть легкий «контент».
Подпиленные ножки — как уход из жизни
Титульной картиной экспозиции станет творение перспективной 19-летней художницы под названием «Вспышки»: на нем не то нейронные клетки, не то разливы краски. Целиком полотно пока не показывают, держат в секрете.
Еще в глаза бросаются два пучка, в которых переплетаются провода, гибкие трубки, цепи. Белые и черные, будто показывают внутренние состояния человека.
— Видишь, черные провода собрались в комок и тают. Возможно, это узел проблем, который растворяется, а, может, это наоборот рождение порядка из хаоса. Это кто как увидит, — объясняет Альфред. — А светлую часть, что символично, для нас сделали заключенные: это настоящая цепь из литья, в ней каждое звено весит по 5 килограммов, ее поднять можно только вчетвером. Обрати внимание, вот этот сверхтяжелый металл уходит в невесомый вспененный полиэтилен. Здесь такое рассуждение: что нас делает тверже, а что делает мягче? Ведь мы себя проявляем очень по-разному. Это глубоко психологическая тема.
Другая масштабная работа — паутина моряцких канатов.
— Эти веревки нам передали с канатно-веревочного завода, он находится в Челябинске. Там выпускают тросы для больших судов, их поставляют в разные города страны, — посвящает нас гид в замысел художника. — Внизу расставлены стулья с подпиленными ножками — это ассоциация, что люди уходят из жизни. Они упали, и бетон их поглощает, растворяет.
«Почему бы просто не поглазеть?»
Альфред не отрицает: многое из того, что он показывает, публика расценивает неоднозначно — от скепсиса до восторга. Но таково современное искусство: академично написанный пейзаж сейчас никому не интересен, считает он.
— Я понимаю, что сейчас экспонатом может быть палочка, концептуально приставленная к стенке. Всё сильно размыто. Сами представители постмодернистского течения не всегда могут понять, что искусство, а что нет, — говорит Генгер. — При отборе работ я полагался на свою насмотренность, на ощущения. Я в Германии много чего повидал, я учился там. Понимаю, что многие эксперты из арт-среды смотрят на нас свысока и считают наш фестиваль самодеятельностью. Но мне без разницы: почему бы просто не собраться всем вместе и не поглазеть?
Открытие фестиваля тоже очень концептуальное: место красной ленточки заняло красное бревно.
— Как разрезают красную ленточку на официозных мероприятиях, я хочу распилить полено. Знаешь, сухое мертвое дерево обычно символ препятствий в художественных практиках. Своим перформансом я хочу уничтожить эти барьеры и дать искусству вырваться, — объясняет основатель фестиваля.
Современное искусство многие считают непонятным, но в этом, пожалуй, и заключается его смысл. Зрителям дают повод через интерпретации художников посмотреть на себя и заглянуть внутрь проблем, узнать свои сильные и слабые стороны. А это всё равно что поход к психологу.