Так случилось, что при строительстве водохранилища в Каталонии, основного источника водоснабжения Барселоны, была затоплена окрестная деревня Сант-Рома-де-Сау. Вместе с деревней под воду ушла и уникальная достопримечательность — чудо-церковь Эль-Панта-де-Сау, имеющая более чем тысячелетнюю историю.
Более полувека церквушка играет в прятки. В наши дни над акваторией видны только маковка и шпиль затонувшего собора, к которому можно приблизиться только на лодке. Целиком здание можно увидеть только в период засухи, когда уровень воды в резервуаре заметно падает.
В целях улучшения туристической привлекательности данного объекта был организован международный архитектурный конкурс «Эль-Панта-де-Сау. Маяк культурного наследия».
Организаторы предложили его участникам переосмыслить пространство вокруг достопримечательности. Было предложено сделать церковь архитектурным маяком в самом сердце природного парка в Пиренейских горах.
На интернациональный конкурс было представлено около 30 проектов участников из разных стран. Включилась в конкурс и команда челябинских архитекторов и представила очень смелое и оригинальное решение. Проектная группа «Урал» решила не ограничиваться идеей домика для созерцания на берегу водохранилища, а представила две версии конструкций, которые дают возможность видеть церковь от фундамента до макушки и гулять возле нее круглый год, независимо от уровня воды.
Архитекторам группы «Урал» удалось в кратчайший срок, меньше чем за пару недель, создать проект, который оказался в лидерах конкурса. Работа проектной группы «Урал» заняла второе место, уступив первое инсталляции китайских коллег «Маршрут к церкви».
В челябинскую команду вошли директор проектной группы «Урал» Максим Купцов, главные инженеры проектов Анна Беляева и Антон Бабешко, а также молодые архитекторы, студенты выпускного курса ЮУрГУ Никита Черепанов и Данил Шапкин.
Вот как объясняют мотивы участия в международном конкурсе фавориты архитектурной гонки и делятся впечатлениями от признания.
— Любому столяру-ремесленнику хочется заказов на индивидуальную, скажем, резную мебель, но гораздо чаще из экономических соображений ему приходится делать табуретки… Но резную мебель-то всё равно хочется делать, — рассказывает директор проектной группы «Урал» Максим Купцов. — Участие в конкурсе «Эль-Панта-де-Сау. Маяк культурного наследия» — это попытка вырваться за рамки обыденного, отвлечься от рутины, от тиражной работы. Отчасти потешить свои творческие амбиции, возбудить воображение, продемонстрировать потенциал команды.
— Подобные конкурсы — это расширение границ нашего профессионального уровня. Большинство текущих объектов компании — типовые и довольно простые с позиции нашего опыта. Нестандартные миссии расширяют профессиональные горизонты, будят фантазию. А победа в конкурсе дает понимание того, что мы движемся в верном направлении и Челябинск — не такое уж захолустье. Здесь могут появиться архитектурные проекты достойного уровня, — отмечает главный инженер проектной группы «Урал» Анна Беляева.
— Перед нами стояла задача — создать туристический кластер — здание для медитаций и релаксации в пространстве парка с водным объектом и собором. Задача, прямо скажем, нетривиальная. Поскольку церковь не просто стоит, а стоит под водой. И это не просто церковь, а церковь XI века. Изначально возникла идея осушить территорию вокруг храма, чтобы люди могли видеть постройку независимо от сезона. Мы думали, поставим дамбу, осушим небольшой участок, и всё, — комментирует архитектор проектной группы «Урал» Никита Черепанов.
Этот проект получил рабочее название «Моисей», поскольку предполагал раздвинуть воды, построить преграды, осушить пятачок на подступах к церкви с помощью дамбы, выполненной в виде аркады в стилистике храма. Серия арок продумана так, чтобы при отливе церковь полностью просматривалась.
— Второй вариант — это здание для медитаций у кромки воды с исходящим из него мостом, который превращается в подводный тоннель со стеклянной крышей. Крытая часть погружается спиралью на дно и выныривает обратно к домику. На первом этаже — помещения для отдыха с лестницами. На втором этаже — резервуар с водой и сухая чаша с деревом — это метафора, подчеркивающая дуализм состояний церкви: вода и суша, — дополняет архитектор проектной группы «Урал» Данил Шапкин.
Проекты конкурентов, представленные на архитектурный конкурс, не предполагали приближение к храму. Авторы предлагали смотреть на пейзажи с берега.
Для проектной группы «Урал» участие в международном конкурсе — первый подобный опыт, хотя компания занимается строительным проектированием с 2016 года, достаточно хорошо известна в профессиональных кругах Челябинской области и других регионов России. В портфолио организации множество заметных объектов, среди которых киностудия в Ташкенте, спортивные комплексы, мосты, многоэтажные дома и социальные объекты в различных городах. Внушительный объем объектов жилой недвижимости столицы Южного Урала был спроектирован специалистами этой организации.
— Мы вовсе не приверженцы идеологии «Надо отсюда сваливать», — говорит Никита Черепанов. — Хочется преображать наш город, чтобы в нем было приятно жить. Хочется менять центр Челябинска, в частности, от улицы Труда до Бульвара Славы, делать его красивым за счет пешеходных зон, реставрации фасадов зданий и наполнения городских пространств историей. Мы за возрождение и сохранение наследия Урала.
— В Челябинске и вокруг него можно создать огромное количество исторических маячков, чтобы превратить наш город действительно в столицу Южного Урала, — добавляет Анна Беляева. — В этом и заключается работа архитекторов, проектировщиков и инженеров.