Уход с рынка зарубежных брендов привел к заметным переменам на полках супермаркетов. Очевидно, что дефицита товаров нет: освободившиеся ниши активно занимают турецкие и белорусские производители, российские компании маскируются под немецкие и корейские компании. Смотрим, какие новинки можно встретить в магазинах, и разбираемся, откуда они.
Что с напитками
Первым делом в глаза бросаются «импортозамещенные» полки с газировкой. Лидеры ушли с рынка, на этом фоне объявились неизвестные до этого бренды. Так, марка «Добрый» теперь поставляет не только соки, но и колу (напиток производят на заводе, где раньше делали Coca-Cola). В «Ленте» компания выкупила даже самый прибыльный стеллаж — рядом с виски. Чуть более скромно располагаются конкуренты «Доброго» — Fantola (от «Черноголовки»), Cool Cola (от «Очаково»), Funky Monkey (от производителя Jaguar), Dubl Bubl Кола (от производителя пива «Жигули») и — неожиданно — белорусская «Бела-Кола» (выпускают на минском заводе безалкогольных напитков). Довольно экзотично среди таких вариантов выглядит вьетнамская газировка с манго, гуавой и вишней. Правда, алюминиевые банки из Азии стоят почти незаметно на верхней полке и всего в три ряда. Еще один любопытный новичок — малоизвестная американская RC Cola (в Россию привозят в основном напитки этой марки, произведенные в Грузии).
На место исчезнувших тоников Schweppes пришел Evervess (его в России выпускает PepsiСo после прекращения производства Pepsi, Mirinda, 7Up). Притом их бутылками в супермаркетах стеллажи уставлены сверху донизу: объемы разные — от 0,33 до 1,5 литра, вкусы — знакомый покупателям биттер-лимон, а также блэк роял, индиан тоник, апельсин.
Холодные чаи в пластиковых бутылках, которые до ухода из России выпускал Lipton, тоже никуда не пропали. Вместо них появились напитки от мясного гиганта «Мираторга», а также от грузинского поставщика Gurieli.
Что с мылом, шампунями и зубной пастой
С большим энтузиазмом на полки рвутся новые производители мыла: известных Palmolive, Dove, Camay потеснил дебютант Exxe (представитель русско-турецкого холдинга Arvitex). На сайте компании так и написано: гибко реагируют на изменения рынка, особенно если речь идет об импортозамещении. Рядом — обширная выкладка новой корейской марки Ino: под этим брендом продают патчи для глаз, маски и кремы. Но «корейцами» сейчас мало кого удивишь.
Одновременно расширяют свои линейки отечественные производители: Splat начал выпускать шампуни и бальзамы для волос BioNyti. Они находятся в ценовом сегменте выше среднего, но со скидкой вполне могут стать заменой обычным Head&Shoulders или Clear. Интересно, качество тоже не уступает профессиональным маркам? Широко развернулся русский бренд Wonder Lab — это производитель с акцентом на экологичность. Как декларируется на этикетках, большинство токсичных компонентов в продуктах заменены на безвредные натуральные. У этой компании есть как мыло, шампуни, так и всевозможные стиральные порошки, средства для мытья посуды и даже гели для мытья собак и кошек. Ценник — тоже не из низких, но если на баночке есть пометка Eco, то она уже автоматически становится премиум-сегментом.
То там, то здесь мелькают малоизвестные европейские импортеры — итальянские гели для душа Nidra, французский Tahiti. Видимо, после ухода гигантов и они пытаются закрепиться на российском рынке.
С зубными пастами всё как всегда, кроме одной позиции — белорусской детской Silver Dent. Оно и логично: в соседней стране импортозамещением занимаются давно и масштабно.
Что с бытовой химией
Здесь всерьез осваиваются турецкие импортеры — порошки и кондиционеры для белья ABC, они же предлагают жидкость для мытья посуды и чистящие средства для ванной, туалета и так далее. Как заявляется на сайте компании, они — лидер по продажам бытовой химии на родном рынке. И то, что теперь для них главная цель — Россия, становится понятно тут же. На ресурсе ABC пишут: «Вы удивитесь, насколько качество АВС выше, чем качество брендов, уходящих из России». Помимо обычных полок брендом заняты обширные стенды с акциями в центральной части супермаркетов.
Не обошлось и без белорусских товаров: их пятновыводители теперь стоят рядом с Vanish. Упаковка у них не такая броская, как у западных конкурентов, но цена вдвое ниже (без учета акций и скидок).
Есть российские марки, которые умело замаскировались под импортные: на банке геля для стирки Lamm заманчиво бросается в глаза немецкий флаг, но стоит изучить этикетку повнимательнее, как оказывается, что это всего лишь маркетинговый ход. Две банки концентрата с иероглифами Nan и Kensai похожи на типично корейские товары, но и здесь производитель отечественный.
Кофе и сладости
В этой категории нет явных новичков, скорее происходит перераспределение сфер влияния. Итальянский Lavazza остался только одного вида — и то пара пачек, едва заметно мелькают другие иностранные фирмы — Julius Meinl, Bushido. Раньше можно было встретить еще Starbucks, но теперь культовый кофе не найти в магазинах. В основном витрины завалены пачками «Жокея», Jardin, Jacobs, все они произведены в России.
Судя по ценникам магазина «Лента», из импортного шоколада остался швейцарский Toblerone, наряду с русским встречается немецкий Ritter Sport, любители Oreo тоже могут выдохнуть: испанское печенье по-прежнему есть на полках.
Резюмируем: в целом выпавшие позиции заменили в супермаркетах почти незаметно для массового потребителя. Вряд ли кто-то может пожаловаться на то, что обнаружил в магазине пустые полки. А вот понравятся ли новые товары покупателям так же, как импонировали исчезнувшие товары, покажет время.
Почитайте также, из каких стран в условиях санкций в Челябинск везут овощи и фрукты.