Чистить дороги и тротуары от снега стали в разы быстрее. Такой статистикой поделилась компания «Строймеханизация» по итогам участия в нацпроекте «Производительность труда». Парку техники подрядной организации, которая отвечает за уборку основных магистралей Челябинска, придали ускорения бережливые технологии.
В конце 2021 года «Строймеханизация» подписала соглашение с Федеральным центром компетенций, а в начале 2022 года приступила к реализации проекта, цель которого — оптимизация бизнес-процессов для повышения качества работы.
Предприятию удалось убрать лишние манипуляции, усовершенствовать логистику, перевести бюрократические бумажные процессы в цифру, сломать стереотипы в сознании коллектива и получить рост производительности труда без лишних инвестиций, а также освободить внутренние резервы для дальнейшего развития. Удивительно, но иногда для решения будто бы непосильной задачи нужно всего-навсего несколько простых шагов: например, научиться педантично парковать снегоуборщики на стоянке или складывать спецодежду на одно и то же место.
Старший руководитель проекта «Бережливое производство» Федерального центра компетенций в сфере производительности труда Челябинской области Кирилл Котляр рассказывает:
— Глобально задача нацпроекта «Производительность труда» — вывести экономику страны в топ-5 развивающихся экономик мира через внедрение бережливого производства на местах под присмотром наставников. Цель максимально простая — повышение эффективности. Растущий финансовый показатель иллюстрирует, как компания развивается. Нацпроект случился именно на этом предприятии неспроста. Мы оценили тот факт, что холдинг является участником формирования городской инфраструктуры и благоустройства, влияет на благополучие жителей и состояние комфортной среды. Центр компетенций откликнулся на запрос «Строймеханизации» изменить устаревшие модели, нарастить прибыль, минимизировать издержки. Одним из самых важных моментов стало вовлечение в процессы оптимизации персонала, включение рядовых специалистов в рабочую группу. Это ценно, когда водители и мастера указывают на недочеты. Часто быть эффективнее мешают проблемы элементарные, но незаметные со стороны.
Работа команды проекта была организована по нескольким блокам. Первый — выбор пилотного потока, по которому были выявлены проблемы и приняты меры по их устранению. Второй блок — склад и логистика. Третий блок — работа с персоналом. Четвертый, самый масштабный, — организация информационного центра предприятия.
«"Строймеханизация" увеличила количество присутствия техники в дорожной сети и качество выполняемых работ по уборке»
В качестве пилотного потока компания выбрала выход техники на линию. Руководство «Строймеханизации» вместе с наставниками задалось вопросом, как выпускать машины на дороги города быстрее и успевать больше. Предприятие вошло в проект со следующими показателями: время протекания процессов составляло 132 минуты, а это более 2 часов. Дорожники задались целью — укладываться в 90 минут, или 1,5 часа. Показатель был достигнут летом 2022 года, а к зиме результат еще улучшился: сейчас время выхода техники на линию сокращено до 57 минут, и это идеальный показатель. «Строймеханизация» увеличила количество присутствия техники в дорожной сети и качество выполняемых работ по уборке.
— Наращивание производительности в 1,5 раза — это наибольшие результаты с наименьшими затратами, — говорит операционный директор компании «Строймеханизация» Андрей Фетисов. — Такой итог дался коллективу непросто. Водители начали ломать себя внутри, искоренять старые производственные привычки. Менять мировоззрение людей было основной трудностью. Сотрудники раньше могли хаотично парковать технику, бросать где попало инструмент, одежду и обувь. Приходилось контролировать и постоянно объяснять, что порядок важен. Были негодования, но результат не заставил себя ждать, он оказался очевиден и весьма приятен.
За несколько месяцев участия в нацпроекте было введено множество новшеств:
сокращение неэффективных действий;
более рациональное размещение инструментов и запчастей на складе;
автоматизация процессов логистики и блока технического обслуживания, ремонтов;
и другие, на первый взгляд незначительные изменения, дающие мощный результат.
— Мы выявили простой техники при проверках службы безопасности, упростили журналы выхода техники. Если ранее журналы формировались в рукописном виде, сейчас всё увели в цифру. Несоблюдение регламента по выходу техники и нарушения при передаче техники от водителя к водителю устранили. Внедрили виртуальную процедуру передачи машин. Избавились от захламления. Мы стремились работать как единый механизм, регулярно генерируя для себя новые цели, — комментирует заместитель генерального директора компании «Строймеханизация» по обслуживанию дорог Инна Салыкина.
Примером одного из неординарных решений стала эффективная мера — оставлять погрузчики на линии содержания в специально отведенных местах. Пересменку для водителей организовали на линии путем доставки сотрудников дежурными автомобилями. Скорость передвижения погрузчика мала, на дорогу тратится порядка двух часов работы в смену. За первые месяцы тестового режима команда проекта поняла, что объем выполненных работ и результативность погрузчика выросли более чем в два раза.
«Компания "Строймеханизация" вошла в лидеры бережливого производства по стране и стала уникальным примером для Челябинска»
Итоги проекта впечатлили даже наставников проекта «Производительность труда». Компания вошла в лидеры по стране и стала уникальным примером для Челябинска. Те решения, которые найдены на площадке «Строймеханизации», могут быть тиражированы и использованы подрядными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности.
Вектор развития на 2023 год задан, предприятие будет находиться под присмотром центра компетенций, оставаясь в тесном диалоге с экспертами, проект станет и дальше развиваться с опорой на новые задачи, распространять культуру бережливого производства и философию непрерывного совершенствования, не потратив при этом ни копейки.
ООО «Строймеханизация». vk.com/stmx74.