Улицы Челябинска утопают в рекламе. Листовки всюду: на фасадах домов, остановках общественного транспорта, столбах, урнах, лавочках — на всем, на что можно приклеить бумагу. В мэрии постоянно отчитываются, что они делают, чтобы навести порядок. Мы посмотрели на результат и узнали у представителя коммунальной сферы и урбаниста, как можно раз и навсегда вычистить город от пестрящих объявлений.
Плюс 500 тысяч, минус — миллион
Одно из последних ноу-хау в борьбе с уличной рекламой в Челябинске — автодозвон (правда, есть мнение, что он не уменьшает число объявлений, а увеличивает). С начала 2023 года администрация Челябинска потратила на него уже больше миллиона рублей. Этот способ работает так: чиновники фотографируют рекламу в неположенных местах и направляют снимки в службу по автоинформированию. Указанный в объявлении телефон подключают к автодозвону.
По данным мэрии, обзвон проводят каждый день с различными временными интервалами. Ответившему на звонок сообщают, что он совершил административное правонарушение и рассказывают, что нужно сделать для исключения номера из базы автодозвона.
— Для прекращения автодозвона авторам объявлений необходимо устранить нарушение — снять их и принести в управление благоустройства города по адресу: улица Энтузиастов, 26Б. После чего нарушителя приглашают на заседание административной комиссии, на котором выносят штраф, — рассказали в администрации Челябинска.
За расклейку афиш или листовок в неположенных местах предусмотрены штрафы (с 10 августа они были увеличены):
для физических лиц — до пяти тысяч рублей (был до трех);
для должностных лиц — от 10 до 50 тысяч рублей (был от трех до 10 тысяч);
для юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей (был от 10 до 20 тысяч).
За счет автодозвона за 2022–2023 годы вынесли штрафы на общую сумму 489,5 тысячи рублей, добавили в мэрии.
«Объявления размещают вновь»
В администрации города утверждают, что подрядчики чистят остановки, столбы и скамейки от рекламы каждый день.
— Однако объявления практически сразу размещают вновь, — отмечают в мэрии. — В «ЧелябГЭТе» нанимают подрядчиков, которые чистят от нелегальной рекламы 200 опор контактной сети городского электрического транспорта. Нижняя часть опор после полной очистки от клея и объявлений защищается сеткой-рабицей.
На одном из недавних аппаратных совещаний глава города Наталья Котова предложила закупить тумбы для рекламы.
— За летний период резко возросло [количество расклеиваемых объявлений], — признала мэр. — Может, закупим тумбы, на которых будут размещаться эти объявления? Места этим тумбам определим. Чтобы убрать эти объявления, которые размещаются в хаотичном порядке: на опорах, фасадах, остановках. Как только приведем всё в соответствие — опять идет наклейка. Готова выслушать другие предложения — если не тумба, то что?
Директор УК «Домоуправ-Стандарт» Артем Клименко идею о закупке тумб воспринял положительно, но не без критики: расклейщики могут начать клеить рекламу на тумбы, а на фасады или столбы не перестанут.
— На домах, обслуживаемых нашей управляющей компанией, есть специальные стенды из оцинковки для рекламы. Уборщица периодически ее счищает. Благодаря этому реклама почти всегда расположена там, не засоряет внешний вид входной группы, — рассказал об опыте УК ее директор.
Общественники тоже обращают внимание на листовки в неположенных местах. Например, урбанист Михаил Попов предлагает покрывать некоторые поверхности краской с песком. По его мнению, это значительно затруднит работу расклейщиков.
— При попытке вандалов расклеить рекламу на краске с песком капсулы с песчинками внутри краски лопаются, и песчинки распространяются по поверхности. — объяснил Михаил Попов. — Это создает неровности и делает расклейку рекламы очень сложной или даже невозможной. Это заставляет вандалов сомневаться, прежде чем они сделают что-то незаконное.
«Борются не с теми, кто расклеивает»
Директор УК «Домоуправ-Стандарт» Артем Клименко уверен: единственное, что поможет избавить город от засилья листовок — суровое наказание.
— Почему штраф для расклейщика — до пяти тысяч рублей, а для владельца забора — 50 тысяч? Будто борются не с теми, кто расклеивает, а с теми, кто счищает. Мы же можем только сдирать рекламу, — объясняет директор УК. — Ужесточить наказание за расклейку нужно — пять лет лишения свободы. Поверьте, тогда никто не будет расклеивать в неположенных местах. Это единственный, как мне кажется, вариант. Кто будет соглашаться на эту работу за копейки? А жиром весь дом не измажешь, чтобы на него ничего не клеили, не рисовали.
Что говорят в полиции
В УМВД России по Челябинску сообщили, что сотрудники полиции выявляют и пересекают любые правонарушения, но составлять протоколы именно по этой статье закона Челябинской области стражи порядка не уполномочены.
Увидели незаконное объявление — обращайтесь в интернет-приемную мэрии.