— В том году по 90 рублей за сосну у оптовиков брали, а теперь — по 350. Плюс грузовик потом надо заказывать. Да еще холода эти. Там, в лесу, снега — вот столько. Как туда заходить-то, — рассказывает продавец на елочном базаре на Мамина, 17. — Кто-то не дает разрешения рубить, где-то сосны уже желтые стоят — хорошие не сразу найдешь.
В Челябинске с выходных работают елочные базары. Официальных точек в этом году 100. Сколько незаконных — неизвестно, но они тоже открылись и успевают заработать перед праздниками. На одну такую мы наткнулись на пересечении улиц Кирова и Братьев Кашириных.
Незаконная и элитная
Ярмарки возле дома №23а на улице Кирова в числе зарегистрированных торговых точек нет. Продавцы сидят в машине — черном Mercedes 90-х годов. Делаем вид, что очень заинтересованы товаром, но это не помогает. Приходится идти стучать в окно.
— А чё она фоткает там? Рекламку нам сделаете? Журнал «Мурзилка» у вас? — заливаясь смехом отвечают в машине.
Из машины выходят трое мужчин. Один из них — наиболее эмоциональный — начинает называть цены на деревья. Сосны продаются от 500 до полутора тысяч рублей, ели — по полторы тысячи, а пихты от трех до пяти тысяч.
Больше ничего выяснить не удается. Продавец, и раньше отвечавший без особого желания, теперь перешел к открытой агрессии.
— Идите отсюда. Не надо «ля-ля» тут. И писать про меня не надо. Тут запрещено снимать. Это мой товар, я его не разрешал фотографировать, — повышает тон мужчина, он с матом пытается схватить фотоаппарат и выгнать нас с перекрестка.
Всё это время двое других мужчин стоят рядом. Один из них, правда, представляется хозяином точки и говорит значительно вежливее, но товарища успокоить не пытается.
Напротив, возле ТК «Европа-Азия», расположена еще одна ярмарка. Деревьев здесь представлено меньше, но точка, как оказалось, элитарная. Сосны здесь не продают. Есть ели за полторы-две тысячи, но в основном — пихты. Цены на них начинаются от полутора тысяч и устремляются за 10 тысяч рублей.
— Сосны — они не очень. А у пихт запах отличный, их поэтому берут. Да и сосны везде есть, а пихты — нет. Я уже лет 25 на этом месте работаю, у меня постоянные клиенты тут. Со всего города приезжают, — рассказывает хозяин точки.
Узнав об агрессивном поведении коллег с улицы напротив, мужчина удивился:
— Зачем грубить? Если с людьми плохо обращаться, они ко мне потом придут что ли? Я, наоборот, помогаю. Помогаю донести до трамвая, доставку на машине иногда делаю бесплатную.
Дорогие деревья — для загородных домов
Отправляемся дальше и возле ТК «Башня» натыкаемся на большой елочный развал (он оказался самым большим, что мы увидели за день). При этом из ассортимента пока — сосны и сосновые ветки. Цены на деревья начинаются от 700 рублей за невысокие и не особо пышные и доходят до четырех тысяч за экземпляры выше двух метров. Такие обычно берут для украшения предприятий или в загородные дома. За веточки просят 200–250 рублей.
— Пихта если и появится, то будет очень дорогой. А елка еще и сыпется. Планируем, конечно, привезти, если найдется. Но может и не найтись. Холодно же было во время заготовок. В 30 градусов никакой дурак их рубить не пойдет, и они хрупкие были — ветки могли обломаться. Вот и поехали рубить на днях только. Нет заготовок, а спрос большой. Вот и цена поднялась, — делится продавец, сын владельца точки.
Пока мы общаемся, к стопке веточек подходит женщина. Долго выбирает, перекладывает с места на место. В итоге покупает пару штук.
— У меня дочь, которая со мной живет, в прошлом году купила двухметровую искусственную елку. Я ее, конечно, не понимаю. У меня в детстве отец всегда ставил пихту, а дедушка — сосну, на которой еще и развешивал апельсины. Вы представляете, какой аромат. А с пластиковой не та атмосфера. Вот и взяла веточки для запаха, для атмосферы, — улыбается покупательница Наталья.
«Настоящая торговля начнется после 25-го»
Около «Юрюзани» деревьев выставили поменьше, но вместо сосен (которые, как и пихты, обещают привезти на днях) здесь можно выбрать ель: от тысячи до почти двух тысяч, в зависимости от пышности и размера. Сосновые веточки лежат на капоте машины, стоят по 200 рублей.
Пока мы узнаем цены, к продавцу по очереди подходят люди и уточняют: точно ли нет сосен.
— С утра приходите. Зеленые, хорошие, свежие привезем, — отвечает продавец.
По словам торговца, сосны будут стоить 600–700 рублей, но хозяин точки закупает их еще дороже, чем на базаре возле ТК «Башня».
— Мы берем в Свердловской области. У нас хороших сосен нет — все желтые. В том году мы по 300 рублей заказывали, теперь по 500 будем, — говорит мужчина, укутавшийся по самый нос в шарф. Он не захотел ни называть своего имени, ни фотографироваться, как и большинство продавцов елок.
На Марченко, 13 сосны оказались дешевле, чем в других местах — от 400 рублей. Но это за совсем маленькие деревья. Есть варианты и по полторы тысячи. Также здесь предлагают пихты — от двух до четырех тысяч. И пихтовые веточки за 150 рублей.
— Пока мало берут. После 25-го начинается настоящая торговля, — лаконично объясняет торговец.
С вопросом «сколько за веник?» к столу с ветками подходит мужчина лет шестидесяти. Недолго перебирает ассортимент и уходит.
— Надо будет брать веник. Это же для аромата, особенно если пихтовый. Я так лет 10 уже беру. Раньше елку ставил, когда внуки были рядом. А сейчас они далеко, не приезжают ко мне, — делится прохожий.
Сосны — самые ходовые
Ярмарка на Мамина, 17 предлагает только сосны. От 500 рублей до полутора тысяч. Веточки здесь собирались продавать по 150 рублей, но в нескольких шагах конкуренты развернули еще одну точку с ветками по 200.
— Чтобы драк, недопонимания не было, мы тоже по 200 решили продавать, — рассказывает продавец.
— Сосны самые ходовые. Они самые дешевые и пахнут хорошо. Ну, и ели осыпаются сильно, а пихты очень дорогие. Но, братуха, есть же много людей. Допустим, для тебя и для меня это дорого, а для кого-то это мелочи, — подмечает мужчина.
— Я всегда беру сосну. Это из детства. Родители всегда ставили именно живое дерево. Этот запах — ностальгия ведь, — говорит покупатель.
За подработку на базаре — 35 тысяч
Одна из наиболее обширных точек находится у Теплотеха. Тут деревья всех привычных пород.
Сосна — от 500 до двух тысяч рублей, ель — от 600 до двух тысяч, пихта — две тысячи.
— Стоимость закупа деревьев стала сильно выше, но мы цены держим. В том году такие же у нас были. Теряем на этом немного, да, — отмечает торговец.
Выручка сильно разнится день ото дня. После 20-х чисел в выходные можно продать до 100 штук, но могут и 15 не купить.
Продавец после непродолжительного разговора соглашается поделиться внутренней кухней.
— Целый день на морозе — нелегко. А по вечерам тут алкаши, наркоманы всякие. Подходят, мешают, всякую фигню рассказывают. А ты что пьяному человеку ответишь? Я не грубый человек, пытаюсь им сказать по-нормальному, — объясняет мужчина.
По его словам, почти каждая точка принадлежит отдельному бизнесмену. Есть несколько предпринимателей, которые устраивают по 4–5 ярмарок. Он сам весь год работает в сфере заготовки мяса. А здесь подрабатывает в свой отпуск. За ежедневные смены с 16-го до 31-го числа получит около 35 тысяч рублей.
Будете покупать живую елку в этом году?
Цены на новогодние деревья поднимались и в прошлом году. Продавцы также объясняли это ростом закупочной стоимости. О том, как обстояли дела на ярмарках в конце 2022-го, — в нашем репортаже.