В 2021 году депутаты Челябинской городской думы приняли Стратегию Челябинска — 2035. Документ обозначил ключевые цели и задачи развития южноуральской столицы. Прошло 3 года. Насколько этот план развития сейчас актуален? Каков статус его реализации? Об этом рассказал один из участников процесса создания Стратегии депутат городской думы Кирилл Матвеев.
— Кирилл Валерьевич, все крупные города в стране согласно букве закона должны иметь свою Стратегию. Скажите, у нас в Челябинске это практический документ?
— Давайте сначала вспомним, как Стратегия создавалась. Да, можно было взять какой-нибудь шаблон документа стратегического планирования (а они, поверьте, есть) и его просто заполнить. Это заняло бы немного времени, все нормы были бы соблюдены, но вот тогда этот документ точно был бы просто формальностью. К сожалению, во многих городах так и делают.
Мы же, напомню, пошли совершенно другим путем. К созданию Стратегии города было привлечено порядка 4000 человек — активные жители города, общественники, предприниматели, промышленники, наука. Почти год в постоянном режиме проходили стратегические сессии. Задача была непростой: создать уникальную стратегию развития нашего города, которая бы основывалась на историческом контексте, на настоящем города, на его потенциале будущего и на соответствии этого плана со Стратегией региона. И мне кажется, у нас получилось.
— А в чём в итоге уникальность этой Стратегии?
— Мы выявили три основных стратегических вектора развития города. Первый: внедрение лучших экологических решений в стране. И очень многое в этом направлении уже сделано, а еще больше предстоит. Второй: развитие Челябинска как туристического хаба «Столица 3000 озер». И третий вектор: реализация проекта «Челябинск — город технологических инноваций». Инновации в ДНК нашего города — давайте не будем забывать, что именно у нас развивалась атомная промышленность. Уже сейчас мы — одна из приборостроительных столиц страны! Выявление этих стратегических ставок и создание четкого плана мероприятий по реализации этих целей — уникальная история для нашей страны.
— Какие основные достижения за эти три года в рамках реализации Стратегии вы бы отметили?
— Давайте просто оглянемся по сторонам — посмотрите, сколько уютных модных пространств появилось в городе за это время. И эти концепты были прописаны в блоке пространственного развития город как один из шагов к привлечению в том числе туристов в наш город. 15-минутный город, где все необходимые горожанину сервисы находятся в шаговой доступности.
В части инноваций: те меры поддержки, которые есть в нашем регионе, позволяют активно развиваться в городе ИТ-отрасли, приборостроительной отрасли, представители которых выходят на международные рынки.
Развивается проект «Умный город», челябинские компании — лидеры в России в этом направлении.
Если взять экологию: проект, реализованный в Челябинске, — рекультивация городской свалки, которая превратилась в зеленый холм. Это просто фантастический кейс. Единственный в стране.
Как грибы растут заправки для электромобилей, а ведь именно создание такой инфраструктуры сделает пользование электромобилями в городе удобным.
— Насколько Стратегия-2035 актуальна сейчас?
— Да, за эти три года контекст очень сильно изменился. Появились вызовы, которые стоят перед страной. Изменился ландшафт экономики. При этом сами стратегические цели, прописанные в Стратегии Челябинска — 2035 актуальны и сейчас.
Вопрос только в том, что я бы сейчас предложил пересмотреть инструменты достижения этих целей. Появляются новые федеральные программы, обновляются национальные проекты. Соответственно, и наш план мероприятий достижения стратегических целей нужно обновить.
Ничего страшного в этом нет. Стратегия — не догма, это живой документ, который обязан меняться в соответствии с контекстом.
— Что в таком случае планируется сейчас?
— Я предлагаю создать рабочую группу по актуализации Стратегии Челябинска — 2035 с привлечением общественных деятелей Челябинска, депутатов, представителей науки, предпринимателей, промышленников. Никаких дополнительных затрат на это не нужно — уверен, наших ресурсов хватит на то, чтобы совместно обновить наш стратегический план и двигаться дальше.
И что еще очень важно: нам необходимо увязать работу всех городских служб с реализацией Стратегии Челябинска. При этом городские службы должны стать не просто исполнителями работ. Они обязаны стать качественным сервисом для горожан. Когда высшей оценкой работы, скажем, наших подрядчиков по уборке улиц станет позитивный ответ горожан на очень простой вопрос: а вы порекомендуете наших специалистов по уборке улиц жителям, например, Екатеринбурга?