Челябинск с прошлой недели топит из-за рекордных ливней. Урбанист Григорий Шевченко предложил четыре способа решения проблемы, которые можно применить в уже застроенных районах. Он утверждает, что это будет для города дешевле, чем строительство ливневок. Далее приводим его мнение от первого лица.
Если не отлить, то утонем. Июль смыл все сомнения в том, нужна ли Челябинску система отвода воды. И если ливневую канализацию в городе уже восстанавливать поздно и дорого, то воспользоваться практикой других городов самое время, пока новые дожди окончательно не затопили Челябинск. Что появилось за 20 лет в мире, пока у нас планомерно убирали ливневую канализацию благодаря «дорожной революции»? Давайте разбираться.
Сейчас в крупных городах понимают: вода — основной враг инфраструктуры. Зимой — это наледь на тротуаре и вскрывшиеся трещины на пешеходных дорожках. Летом — это слякоть, грязь, лужи, подмытый грунт и испорченные дороги. Что в городе, полном бетона, спасает от воды? Конечно, хороший дренаж.
Перечислю несколько решений проблемы:
1. «Дождевые сады» и «дождевые горшки». Обычно это площадка небольшого размера с грунтом, который состоит из дренажной смеси. Поверх высажены деревья, газон или многолетние кустарники. Внутри дренажного слоя — 50% песка, 25% компоста, 25% плодородного грунта. Устраивается такой сад вдоль тротуара, между дорогой и пешеходной тропой, ниже по уровню к проезжей части. Вода с дорог уходит глубоко в грунт и там уже постепенно испаряется. Если сравнивать с ливневой канализацией, это относительно недорогой способ отвести воду.
А что у нас? Высокие бордюры не дают воде уходить с дорог. Тротуары расположены ниже газонов, и вода тащит за собой грязь с газона на пешеходную часть, попутно смывая плодородный слой почвы. «Дождевой горшок» отличается от «дождевого сада» наличием небольшого и глубокого резервуара, который служит для очистки воды от крупных отходов (окурков, листьев) и для приема воды, когда дожди сильнее обычного. А «дождевой сад» еще проще в исполнении. Газоны у нас есть, копать ямы и заполнять их песком умеем. Удовольствие недорогое, но очень нужное городу!
2. Пористый асфальт и пористый тротуар. Еще в далеком 1977 году в Филадельфии придумали систему «пористый асфальт», имеющий проходы, которые уводят воду вглубь земли. Но давайте не будем о таких «космических» и дорогих технологиях, а обсудим пористые тротуары. Это просто плитка, которая прилегает на углах не плотно, за счет чего пропускает воду в грунт. Так же можно использовать ромбовидные плитки, через которые воде уходить тоже легче (пример можете увидеть на «Белом рынке»).
А как у нас обычно? Тротуар — это либо сплошной асфальт, зажатый между бордюров (по сути бассейн) или очень плотно прилегающая друг к другу плитка. Конечно, пористый тротуар не сделаешь везде, где-то он будет не очень удобен, но там можно вернутся к пункту 1 и сделать уклон тротуара к газону.
3. Подземные резервуары. Представьте себе контейнер для фруктов. Вот так примерно и выглядит куб из пластика для создания такого резервуара. Кубы ставят рядом или друг на друга, под газоном или тротуаром, а к самому резервуару ведут длинные пластиковые пористые трубы. Вода, попадая на дороги, сливается к трубам, по ним идет в резервуар и попутно впитывается в землю. В итоге, такой резервуар может вобрать в себя огромный объем воды. Накопленную воду можно использовать для полива газонов и клумб.
4. Последнее решение наверняка знакомо всем садоводам. Во дворах устанавливают большие резервуары для сбора дождевой воды. Труба с крыши льет воду в резервуар через решетку, установленную на баке. Итог: вода не идет на тротуар, а решетка защищает птиц, зверей, детей, от попадания в накопитель. Воду можно использовать для полива.
Перечисленные способы не подразумевают сложных работ, бурения асфальта. А для подземных резервуаров вообще можно организовать заводик по производству пластиковых коробов из переработанного материала и даже в последствии продавать такие штуки соседним регионам. Организация таких дренажных систем не требует сложных инженерных работ, не требует перекрытия дорог, многие тротуары у нас уже из плитки. Важно, чтобы администрация начала работы в ближайшее время, чтобы в следующем году из-за дождей или таяния снега нам не пришлось переживать за утонувшие машины и номера. Чтобы наш урожай в садах был цел и не уплывал коту под хвост. И чтобы защитить цокольные этажи от затопления.
Согласны с автором?