— Я ходил и как все снимал кошечек, облачка, листочки. Но цифровая фотография для меня стала тупиковой. Ты делаешь миллион снимков, и только 2-3 из них тебе более-менее нравятся. Остальное всё уходит в корзину. А когда я начал снимать на пленку, она стала меня «воспитывать», — вспоминает Дмитрий Островский. — Я стал ценить каждый кадр, потому что каждый кадр стоил денег. А потом я узнал, как делали фотографии еще раньше, показал своим студентам. И мне закралась мысль о том, что всё это нужно красиво обернуть и показать людям. Так я оказался на улице (смеется).
Дмитрию Островскому 47 лет, 15 из которых он занимается фотографией. Его часто можно увидеть на Кировке — там он снимает челябинцев, используя раритетную технику. Проект называется Time Mashine. «Машину времени» пока не изобрели, но фотокарточки Дмитрия способны перенести вас в другую эпоху. Сколько времени потребовалось на освоение старинной технологии и кем Островский был раньше — в материале 74.RU.
Финансы, музыка, пивоварня
Дмитрий привлекает к себе внимание на Кировке: одетый по моде прошлых лет, с бородой и раритетным деревянным фотоаппаратом. Такой технике самое место в музее. Подходишь ближе, наблюдаешь за процессом. Желающие сфотографироваться четко следуют инструкциям Дмитрия. Оказывается, его фотоаппарат на треноге не экспонат, работает — снимки переносят на десятки лет назад. Их хочется разглядывать и разглядывать, люди говорят, что в них больше правды и глубины. Не сравнить с теми, которые мы щелкаем на телефоне.
Островский говорит, что исполнил свою детскую мечту стать художником. Он себя ощущает им, работая со старинным фотоаппаратом.
— Как-то я шел из школы домой, по-моему, очередную двойку получил. Был в плохом расположении духа. Шел домой, сел на лавочку и задумался — кем я хочу стать? Решил, что хочу быть художником. Рисовать людей, пейзажи. Но для этого я так ничего и не сделал. Даже кисточку в руки не взял. Но в какой-то степени я осуществил эту мечту. Я делаю авторские фотографии с некой собственной изюминкой, с интересной пластикой, глубиной.
После школы Островский не пошел в художественное училище, а решил стать… водителем троллейбуса. Но в процессе обучения потерял интерес к транспорту и начал учебу на стилиста и визажиста. Это образование он тоже не закончил, хотя продержался четыре года. В итоге диплом у него по финансовой тематике. Но всю жизнь он проработал по собственному выражению «на фрилансе» в творческих проектах. В том числе в известной челябинской группе «Томас».
Диплом финансиста отчасти ему пригодился при создании пивоварни Bernstein на проспекте Ленина. Она просуществовала несколько лет.
— К моему успеху я не стал работать финансистом (смеется). Я много всяких вещей перепробовал, много профессий сменил. В Челябинске была группа «Томас». Я там играл на гитаре, записал с ними два альбома как сессионный музыкант. Это было в 90-е. Потом я долгое время работал на радио, в ночных клубах диджеем. Потом начал постепенно заниматься фотографией, и меня пригласили преподавать по тематике фотографии.
«Это всё нужно показывать людям»
Как и большинство современных фотографов, Островский начал с цифровой техники. Потом стал углубляться в историю вопроса и перешел на пленочные фотоаппараты. Три года назад на лекции он показал студентам технологию производства снимков конца XIX века — для этого он купил раритетный фотоаппарат и досконально изучил вопрос.
— Студенты с круглыми от удивления глазами на всё это смотрели и говорят: «Дмитрий Юрьевич, это же всё очень интересно, это всё нужно показывать людям». И мне закралась мысль о том, что всё это нужно красиво обернуть и показать. Это был 2021 год, в изучении темы мне очень помог наш известный стронгмэн и фотограф Алексей Серебряков.
Буквально за пару лет Островский превратился в бренд Челябинска — на Кировке продают магниты с его изображением, фотографии у него делали супруга губернатора Ирина Текслер, мэр Челябинска Наталья Котова и многие другие.
Этим летом Островского хотели выгнать с пешеходной улицы во время рейда, но мэрия встала на защиту колоритного фотографа. В администрации заявили, что ему для работы на Кировке не требуется специальное разрешение, в отличие от всех остальных творческих деятелей.